Страницы

вторник, 3 июня 2014 г.

Обзор Popful Mail

Как это обычно у меня и бывает, с игрой познакомился просто оказавшись в нужном месте в нужное время и случайно кликнув на нужную ссылку. Посмотрев скриншоты и почитав кратенькое описание, я решил во что бы то ни стало игру пройти. Заодно в процессе пришло осознание того, что версий там — сам чёрт ногу сломит…

Выйдя изначально на японском компьютере PC-88, Popful Mail впоследствии не была портирована разве что на холодильники, но и то я бы не удивился. PC-88, PC-98, PC Engine CD, SNES и Sega CD… И из всего этого многообразия релизов пределы Японии покинул только последний. За саму возможность поиграть в игру на английском языке стоит благодарить ребят из Working Designs, которые, к слову, также для того же аддона перевели обе выходившие там игры серии Lunar. Ладно, хватит уже кота за яйца тянуть!

Итак, прежде чем успеет начаться, собственно, геймплейная составляющая игры, нам покажут два довольно массивных видеоролика. Первый, как водится, поведает о событиях далёкого прошлого, которые — конечно же! — окажутся ключевыми для приключений героев в настоящем, а второй же уже продемонстрирует нам одного из этих героев. Одну, если точнее. Знакомьтесь, Popful Mail собственной персоной! Эльфийка и по совместительству падкая на золото и прочие несметные богатства охотница за головами… Только больно уж невезучая. После очередного фиаско с поимкой отпетого преступника по имени Nut Cracker (Щелкунчик, ага), героиня решает всё-таки поумерить пыл. И вот в городе она видит объявление, что за голову некоего колдуна, известного как Muttonhead (эм… Бараниноголовый?..), назначена адская награда в два лимона золотых. Жажда несметных богатств снова берёт верх над логикой, и страдать предстоит теперь уже не только невезучей эльфийке, но и игроку, которого наконец-то допустили до управления.

А играть нам предстоит в — барабанная дробь! — платформер с элементами ролевой игры с видом сбоку в духе Hudson'овской серии Wonder Boy! Казалось бы, о чём ещё может мечтать любитель платформеров и RPG кроме как об игре, сочетающей оба этих жанра? Впрочем, не всё так идеально. Эти два ингредиента создатели смешали в пропорциях 99 к 1, и от ролевого жанра игре достались лишь неиграбельные персонажи, покупаемая в магазинах экипировка и о-очень немногочисленные дополнительные квесты. Даже прокачка отсутствует как явление, а у героев есть всего два параметра, улучшаемых экипировкой: сила и защита. Всё! Поэтому Popful Mail можно спокойно воспринимать как платформер и никого и ничего не бояться.

И играется сей платформер на удивление неплохо. Только поначалу могут возникнуть некоторые трудности с высокой инертностью прыжков, но ко всему можно привыкнуть. Несмотря на то, что сначала играть мы можем только за саму Mail, очень скоро ситуация пойдёт по восходящей. После прохождения первого уровня к команде присоединится до неприличия вежливый и воспитанный ученик того самого Muttonhead по имени Tatt, а после второго — забавного вида монстрик по имени Gaw. Каждый из персонажей обладает своими уникальными характеристиками, экипировкой и способностями. Mail орудует мечом, умеет кидаться ножами и бумерангами (если купите ей оные), Tatt, будучи магом, может закидывать заклинаниями врагов с довольно приличного расстояния, а Gaw может и то, и другое, плюс прыгает выше остальных, но зато бегает чуть быстрее черепахи. Кроме того, если нажать кнопку «вниз», все персонажи могут защищаться от вражеской магии: у Mail есть щит, Tatt на манер Чёрного Плаща будет прикрываться мантией, а у Gaw и без того лоб непробиваемый. Между героями можно свободно переключаться в любой момент игры, и у каждого из них своя собственная полоска здоровья, но если хоть один из них помрёт в битве, то… добро пожаловать в заглавное меню игры. И только лишь возможность сохраняться где угодно и когда угодно спасает игру от превращения в хардкорного монстра.

Что касается самих уровней, то всего их в игре пять плюс финальный, состоящий из одних битв с боссами. Каждый из них имеет собственную музыкальную тему и разбит на некоторое число довольно массивных этапов, через которые Вам и предстоит с боем прорываться. И нарисовано всё происходящее на экране очень неплохо для своего времени. Плавная анимация бега, крупные иконки лиц персонажей в диалогах, выражающие различные эмоции, местами очень хорошие бекграунды.

Но... Праздник хорошего платформинга подпортила преступная однообразность игры. Уровни линейны настолько, насколько это возможно, мотивации возвращаться на пройденные этапы практически нет, с немногочисленными неписями тоже болтать проку мало. Всё, что Вы делаете от начала игры и до конца — прыгаете по платформам, убиваете врагов, собираете денежки и покупаете более лучшую экипировку (повер-апы, если на языке платформеров). Казалось бы, всё это — нормальные и естественные составляющие для жанра, но чего-то всё-таки не хватает… Чего-то важного… Разнообразия, например. Взять, для примера, того же Марио — от игры к игре тайник на секретке и загадкой погоняет. Здесь же нет практически никакой мотивации изучать уровни. Хотя что там изучать… Одна их половина — рельсы, вторая — кишечник. Всё разнообразие Popful Mail начинается с нескольких играбельных персонажей и ими же заканчивается. Хм… Может, хоть сюжет окажется достойным звания «шедевр»?..

К слову, от выбора текущего персонажа даже будут меняться сюжетные кат-сценки, в которых участвовать, разговаривать и действовать будет именно тот персонаж, которого Вы выбрали. Правда, итог всегда будет одинаковым, посему даже не надейтесь на какие-нибудь разветвления в сюжете. Но, учитывая то, что все сюжетные диалоги были озвучены (раз уж неиграбельных персонажей в игре кот наплакал, НЕсюжетных диалогов в игре оказалось даже меньше), возникает банальный интерес послушать, что в той или иной ситуации скажет другой персонаж и какие действия предпримет.

Касательно самого сюжета же, то он… ну… Не то, чтобы он плохой или что-то в этом роде, но он слишком японский! Тут уместно провести аналогию со ставшим притчею во языцех японским кинематографом, где актёрам обычно доводится просто всласть подурачиться. Примерно та же ситуация в игре Popful Mail. Будете пытаться воспринимать сюжет серьёзно — он Вам с очень большой вероятностью не понравится. Хотя почему с большой… Он Вам точно не понравится. :) Эта игра создана как юморное произведение, в котором смысла не больше, чем в Макдональдсе. Особенно это касается местных злодеев и большинства персонажей второго плана, про которых потрясающе метко, кратко и лаконично выскажется вот это видео:

ПОЧЕМУ. ОНИ. ВСЕ. ПОСТОЯННО. РЖУТ? Опять Джокер с веселящим газом балуется? Я не преувеличиваю, злодеи закатывают истерики после каждого второго предложения! Иногда после каждого первого. Особенно в этом плане отличились Muttonhead и Lord Venuncio — эти ребята просто вне конкуренции не только в рамках этой игры, но, пожалуй, всех игр, что я когда-либо видел за свою жизнь!

Ох, ну ладно. Озвучка в любом случае получилась превосходной. Тем, кто работал над английскими версиями Xenogears и The Legend of Dragoon, есть чему поучиться у Working Designs в этом плане. Игре очень повезло, что попалась такая команда переводчиков.

С саундтреком в игре дела обстоят вроде бы и неплохо, но, блин, от CD-диска я ожидал большего! Оцифрованных композиций в CD-качестве на манер того же Sonic CD, например. Не, они есть на диске, даже в количестве целых двух штук, но обе они используются ещё до того, как игра успеет начаться. Все остальные мелодии целиком и полностью генерируются в недрах родного для всех Сеговцев чипа YM2612, как и у обычных игр с обычных картриджей. Неужели видеоролики и озвучка в сумме выели всё свободное пространство на диске? Справедливости ради стоит заметить, что места под музыку на нём и действительно почти не осталось — даже в таком виде игра весит 500Mb. Если и удастся туда ещё что-то запихнуть, то это явно будет далеко не CDDA.

Но даже при том, что создатели ограничились чиптюном, композиций для игры всё-равно написано не очень много. На каждый уровень приходится по сути два трека: главная тема уровня и тема карты уровня. Есть ещё тема босса, но она одинакова для всей игры, кроме, разве что, финального босса. Поскольку каждый уровень представлен несколькими весьма продолжительными этапами, состоящими далеко не из одного и не из двух экранов, то от фоновых композиций под конец начинает уже тошнить. Я понимаю, что авторы надорвались бы писать музыку для всего и вся, но никто же не отменяет такие простенькие манёвры, как: изменение темпа, включение/отключение звуковых каналов, ре-аранжировка и так далее. Эх, что-то я разворчался малость. Как бы то ни было, плохим саундтрек язык не повернётся назвать. :)

И что можно сказать в заключение? Платформер это явно не шедевральный, как RPG — тем более. Но мир, персонажи, диалоги и видеоролики делают своё дело. Ещё и озвучка славная.

Реализация — 7 (несмотря на нехватку геймплейных ништяков, это всё ещё весьма неплохая игра, в которую приятно играть);

Музыка — 7 (ждал большего от CD-диска, плюс на разнообразии неприятно сказывается нехватка композиций);

Сюжет — 7 (линеен, банален, предсказуем. С другой стороны, игра даже и не пытается быть «типа-серьёзной», поэтому негодовать тут бестолку);

Общее впечатление — 9 (Wheeee! Одна из самых позитивных игр, что я играл в последнее время).