Эм... Оууукееей... Настало время играть в реально странные игры, оставляющие реально неоднозначные впечатления.
They Breathe — это миниатюрная игра от шведской студии The Working Parts про то, как один храбрый лягушонок прыгнул в бездну навстречу неизвестности. По мере погружения ему нужно будет спасти своих менее удачливых собратьев, самому не утопнуть путём собирания пузырей воздуха и попытаться выжить в стычках с... эм... подводными лосями? Что-о?..
И двух минут пройти не успеет, а игра уже начинает выносить мозг. Какие, блин, подводные лоси? Почему лес на заднем плане оказался полностью под водой? Да, ребята, They Breathe — это тот самый тип психодела, который надо без лишних вопросов воспринимать как данность. Что, впрочем, идёт ему только на пользу. Должен сказать, атмосфера у этого кратковременного заплыва в пучину морскую непередаваемая. Очень минималистичное визуальное (и музыкальное, но об этом позже) оформление вкупе с практически полным отсутствием ярких цветов даёт на удивление неплохой результат. На всё это ещё накладывается звук сердцебиения нашего героя, которое тем чаще и тревожнее, чем хуже он себя чувствует.
Что же касается реального игрового процесса, то всё тут как-то... не очень. Задачи всего три: откачивать захлёбывающихся собратьев путём пихания оных к пузырькам воздуха, избегать прямого контакта со злобными недругами и постепенно погружаться в бездну. "Не очень" начинается с того момента, когда Вы на практике попробуете дотолкать хоть одного лягушонка до спасительного кислорода в условиях, когда все желают герою скоропостижной кончины. В 90% случаев будет либо "недотолкнул", либо "перетолкнул", а второго шанса пузырёк воздуха, зараза эдакая, не даст, поскольку к тому моменту уже уплывёт далеко за экран. К счастью, спасение утопающих является занятием сугубо опциональным и действительно нужно только для ачивки. Даже более того, никто не мешает главному герою использовать своих друзей и, когда те испустят дух, забирать остатки их воздуха на личные нужды. Б-р-р... Это даже звучит неприятно. Но беда в том, что если утопленник вздумает окочуриться во вражеских лапах, то его обратят в свою веру и на уровне станет одним противником больше. Поэтому волей-неволей придётся хотя бы держать их подальше от монстров, чтобы умирали себе спокойно, а не пополняли ряды врагов.
К слову о монстрах, на всю игру приходится всего две их разновидности. Первая — те самые пресловутые подводные лоси. Более-менее здоровых лягушек они просто бодают, а обессиленных уже пытаются утащить на дно. Поскольку им для жизни тоже нужен кислород, достаточно не давать им собирать пузырьки с воздухом, и они очень быстро помрут сами. Второй тип — студни или слизни с ножками, которые уже не бодаются, а как бы поглощают лягушек в себя. Этим ребятам воздух уже вредит, поэтому тактика с ними другая. На одного простого слизня достаточно трёх маленьких пузырей или одного большого, чтобы тот лопнул. Стоп... Минутку! "Поглощают лягушек в себя"...
Ёпт! Так это же не какие-то там подводные лоси, а те же самые слизни, к которым приклеены перевёрнутые трупы друзей главного героя. Что-о-о за-а-а?.. Мне теперь даже страшно представить, откуда всплывают пузырьки воздуха. Кхм! Но вернёмся к теме. Также встречаются особые зелёные отравленные представители вышеупомянутых врагов, которые по своей сложности больше походят на мини-боссов. И если зелёного лося ещё можно как-то одолеть (достаточно уворачиваться от испускаемых им ядовитых пузырей), то отравленный слизень может создать определённые проблемы, поскольку убивает при поглощении практически моментально. Есть вероятность, что Вас вызволит мимо проплывающий пузырёк воздуха, но обычно так не везёт.
Ухудшает ситуацию ещё и активное влияние случая. Пузырьки воздуха всплывают в рандомных местах, и иногда они могут либо удачно откачать всех лягушек на уровне, либо как специально от них увернуться. В силу наличия возможности рестарта, успешность идеального прохождения уровня — вопрос уже не удачи, а времени.
Музыки, к сожалению, не очень много, представлена она одним лишь эмбиентом, разбавленным главной темой, темой финального босса и концовкой (которые, на самом деле, являются вариациями одного и того же мотива). Различный фоновый шум стандартен до предела, и выделить я могу лишь трек Source, но вот мелодичные композиции отдают такой ядрёной меланхолией и отрешённостью от всего сущего, что невольно на ум приходит игра Sublustrum и творчество группы Anthesteria.
В целом, если когда-нибудь возникнет потребность создать больную и давящую атмосферу у себя дома, то саундтрек They Breathe может оказаться вполне эффективным инструментом, несмотря на его малые габариты. Послушать и скачать его можно здесь.
Реализация — 6 (Внешне игра смотрится атмосферно, хоть и простенько, но играется она не особо. Попытки спасти всех лягушек полностью убьют психику. Да и продолжительность маленькая; только начинаешь всерьёз проникаться игрой, а она уже показывает титры).
Музыка — 7 (Есть несколько приятных композиций, но этого мало).
Сценарий — n/a (Ну, его как бы нет. В игре, скорее, зафиксировано некоторое эмоциональное состояние, чем рассказана какая-то история).
Личное мнение — 8 (Своеобразная мини-игрушка под настроение. Когда оно есть — They Breathe вполне способна впечатлить, в остальном же игра посредственна практически во всём).
Надо будет найти время поиграть в Residue: Final Cut от тех же разработчиков, что-то заинтересовали они. Швеция внезапно радует. Сначала Might & Delight с Pid и Shelter, то теперь ещё и The Working Parts.