Здравствуйте, времена добра! Не успев ворваться в последний вагон уходящей зимы, представляю вашему вниманию обзор портативной игры Retro Game Challenge для Nintendo DS, сделанной на основе известного японского шоу GameCenter CX. И такое бывает! Спасибо компании Xseed за английскую версию.
Надеюсь, все знают о GameCenter CX? Для тех, кто нет — это шоу, повествующее о злоключениях Синья Арино — обычного японца средних лет, пытающегося играть в различные олдскульные игры эпохи Famicom под пафосные возгласы комментатора. Не имея особых навыков в гейминге, он обладает по истине ангельским терпением и несокрушимой волей, из-за чего и любим миллионами зрителей. Основной задачей для Арино в различных выпусках являлось выполнение того или иного условия: собрать определённое количество очков, сделать какой-то трюк, или же дойти до финальных титров. И вот настал момент, когда кому-то из команды пришла в голову идея воплотить подобную схему в форме видеоигры. Остался только один вопрос: в каком виде это сделать?
И вот мы подбираемся к главному. В сути своей Retro Game Challenge — это обычный сборник из восьми стилизованных под старину игр, однако авторы пошли дальше и попытались воплотить в интерактивной среде срез целой эпохи геймеров 80-х. По сюжету, Арино, не в силах более терпеть постоянные поражения в новодельных играх, превращается в компьютерный вирус, заражающий портативные консоли по всему миру, превращающий их владельцев в детей и отправляющий их аккурат под самую премьеру "Охотников за привидениями" проходить самые свежие релизы на новеньком Nintendo Famicom. В один прекрасный день подцепить геймерский троян не повезло и вам. "И в своё время ты не вернёшься до тех пор, пока не пройдёшь все мои челленджи!" — последнее напутствие вам от Арино. Что ж, придётся проходить, ибо в школу мне возвращаться не хочется совершенно. Тем более, руку помощи в этом нелёгком деле нам протянет Арино-из-прошлого, который и будет приносить в дом новые картриджи, различные видеоигровые журналы и просто наблюдать за игровым процессом и истошно вопить в наиболее хардкорные моменты.
Настало время взяться за игру и пройти все челленджи от Арино! И для выполнения сей миссии Вы ничем не ограничены! Каждая игра поставляется с мануалом, в котором вам буквально разжёвывают все нюансы управления и расписывают всякие общие элементы игры, плюс ко этому в местном журнале GameFan печатаются подсказки и советы по прохождению и даже чит-коды на бесконечные жизни и прочие радости жизни. Да, делать всё то, чего никогда не было в 90-х у нас. Retro Game Challenge построена так, что геймер может сам выбирать стиль прохождения. Хотите попробовать совладать со всеми челленджами игры в лоб, осваивая её премудрости интуитивно? Пожалуйста. Или же вы желаете пробежаться по играм налегке и особо не напрягаться? Читы на бесконечные жизни к вашим услугам. Вам мало просто пройти игру, вы хотите страдать? В некоторых из них можно включить Hard Mode. Коды, как говорилось выше, берутся из игровой макулатуры.
Которая получилась на ура и действительно отражает самую суть журналов, бывших на заре игровой индустрии (что зарубежной, что нашей). Страницы раскрашены всеми цветами радуги и, помимо подсказок по прохождению игр, содержат в себе забавные интервью с разработчиками, авторские колонки редакторов журнала и просто вырвиглазный раздел ответов на вопросы читателей, где собран самый бред. Сразу наш "Видео-Асс Денди" вспоминается.
Но нельзя поделиться впечатлениями от Retro Game Challenge, не сделав того же с играми, из которых она собрана. Все они были созданы специально для сборника с нуля и являются пародиями на реально существующие игры 8-битной эпохи. Причём одним только созданием авторы не ограничились — для каждой игры прописана даже история её разработки, черпаемая из даваемых разработчиками журналу интервью.
— Cosmic Gate —
Игра, делающая реверанс в сторону Space Invaders'образных стрелялок, особенно Galaxian и Galaga. Будучи первой игрой сборника, что она, что все её челленджи проще некуда. Прохождение всех её 64 уровней является вопросом скорее выносливости, чем реального игрового опыта, поэтому опытным игрокам советую сразу же на главном экране вводить код "↓↓BBAA", включающий усложнённый режим. Знаю, что при нормальных условиях игрок узнаёт об этом коде только после получения второй игры, но ничего не могу с собой поделать. Cosmic Gate с ним становится куда веселее.
— Robot Ninja Haggle Man —
Haggleчто? Робот ниндзя человек торгаш? ...В названии творится какой-то Ниндзя Бейсбол Бэтмен. Разъяснения нашлись в гугл-переводчике. Haguruma (ハグルマ) переводится как "механизм, шестерня", что уже более логично.
Как бы то ни было, игра — настоящий монстр Франкенштейна, собранный из кусочков самых разных платформеров и аркад того времени. Есть здесь черты и Mario Bros, и Bubble Bobble, и Mappy, и даже Ghosts 'n Goblins. Геймплей построен на системе из кучи-кучи-кучи разноцветных дверей, которыми и надо прихлопывать местных недругов. Если главный герой заходит в дверь зелёного цвета, то все двери этого цвета на экране хлопают, нанося урон ближайшим врагам. Как вариант, можно атаковать обычным прыжком на голову, однако у героя в запасе есть только одно касание, поэтому это по умолчанию является более рискованной затеей. Главная задача — победить всех за отведённое время. Эта игра сложнее предыдущей, и челленджи уже действительно можно таковыми назвать.
И знаете, чем конкретно эта игра похожа на Ghosts 'n Goblins? Здешний герой после успешного прохождения всех восьми уровней также попадает в ловушку Сатаны и начинает снова с первого. Да, для получения истинной концовки эту игру необходимо пройти дважды.
— Rally King —
Гонки с видом сверху. На ум сразу приходит игра Road Fighter, бывшая чуть ли не на каждой многоигровке, даже поведение машины игрока после столкновения по ощущениям схоже. Не знаю, что ещё про неё можно рассказать, типичнейший представитель жанра.
— Star Prince —
А это уже интереснее, поскольку играть предстоит в скролл-шутер в лучших традициях Star Force. Арино-из-прошлого по такому случаю даже купит контроллер с турбо-кнопками, столь привычный для нас и столь дивный для зарубежных "честных" игроков. Для геймеров, плохо знакомых с жанром (вроде меня), Star Prince рискует стать настоящей болью в заднице. Самая проблемная часть этой игры — стабильно повторяющиеся 10-секундные порции буллет-хелла перед боссами, пережить которые — целая наука. Зато хоть челленджи несложны...
Что забавно, проклятие ловушки Сатаны поразило и эту игру. Ладно ещё платформер можно как-то осилить дважды, если он умеренно сложный, но шутер — это для меня уже страдание.
— Rally King SP —
Очень меткий камень в огород редких конкурсных и подарочных переделок оригинальных игр вроде Nintendo World Championship, All Night Nippon Super Mario Bros и других. От обычной версии отличается только парой перерисованных спрайтов и рекламой лапши, проходится она так же. Зато спустя 20 лет стоить она будет целое состояние... Если б существовала, конечно.
— Robot Ninja Haggle Man 2 —
От первой части отличается разве только повышенной сложностью и более размашистыми уровнями. Из-за этого чаще будет возникать проблема катастрофической нехватки времени. В остальном игра отличается от оригинала не сильнее, чем Super Mario Bros отличается от Super Mario Bros.: The Lost Levels.
— Guadia Quest —
Устали от гонок, стрелялок и платформеров? Тогда держите jRPG! Да, именно тот жанр, который до нас в своё время доезжал чуть ли не штучными экземплярами. Играть предстоит во что-то среднее между ранними Dragon Quest и первой Mother. Учитывая тотальную злобность ранних электронных ролёвок по отношению к игроку, пострадать игроку придётся изрядно. Случайные сражения, постоянная нужда в прокачке, необходимость бегать туда-сюда и решать паззлы — всё это настолько утомляет, что игра рискует стать камнем преткновения для тех, кто не может или не желает в такое играть.
Несмотря на то, что меркам типичных восьмибитных ролевых игр Guadia Quest выглядит очень миниатюрной, день-два потратить на неё всё равно придётся. Радует только одно — на всю игру приходится всего два подземелья. Зато очень глубоких и закрученных.
— Robot Ninja Haggle Man 3 —
Знакома ситуация, когда в, казалось бы, знакомой игровой серии вдруг появляется сиквел, не похожий на своих предков вообще ничем? Третья часть саги о приключениях механического ниндзи поступила именно так. На сей раз разработчики прошлись по серии Ninja Gaiden, причём сделали это основательно, в результате игра получила такие радости жизни, как: отскок назад после полученного урона, чёртовы птицы, постоянно вылетающие из-за экрана навстречу герою, и "сложный драматический сюжет"!
Последнее даже достойно отдельного упоминания. Авторы создали шикарную пародию на все типа-серьёзные сюжетные игры 8-битной эпохи, понапихав туда тучу клишированных пафосных фраз, наигранных душевных терзаний героя и абсолютно никаких сюжетных поворотов. Robot Ninja Haggle Man 3 — серьёзная игра, которую решительно невозможно воспринимать серьёзно.
Зато как платформер она удалась. Гайденовская механика поведения персонажа, конечно, бесит, однако играть всё равно на удивление весело. Размашистые уровни, сделанные в стиле Метроида, постоянные ветвления пути, обилие секретов — всё это делает игру стоящей прохождения. Причём последний третий уровень уже действительно можно назвать сложным.
Вот и все игры, в которые предстоит играть. На каждую из них придётся по четыре челленджа. Итого получается 32 задания от Арино. Учитывая, что большинство из них проходятся за 5-10 минут, цифра уже не кажется такой уж большой. Что же будет после победы во всех челленджах? А после Арино выдаст вам финальное задание — увидеть заключительные титры во всех восьми играх. Говоря другими словами, пройти их. Даже ролевую игру. Что ж, удачи, ребята!
О музыке много не скажешь. Если совсем кратко, то она не претендует на звание лучшего саундтрека на консоли, но и плохого о ней нечего сказать. В играх есть вполне приятные мотивчики, под которые весело проходить челленджи, некоторые внеигровые композиции (OH NO! IT'S ARINO!) тоже вполне неплохи.
На дисках, разумеется, саундтрек не выходил. Но вряд ли его кто-то бы захотел в коллекцию, поскольку отдельно от игры слушается он уже не так приятно, как в процессе.
Поскольку Яндекс Диск у меня ни с того ни с сего решил упасть, треки залил на другой хостинг. Он несколько туговат, но работает пока ещё исправно, т.ч. после нажатия "Play" потерпите немножко, всё заработает.
OH NO! IT'S ARINO!
House
Star Prince Theme
Rally King Theme
Guadia Quest Dungeon
Время поставить следующий вопрос: даёт ли Retro Game Challenge ощущение той самой ламповости, о которой нынче с теплотой вспоминают любители старины? Фифти-фифти. У неё есть действительно оригинальные находки: можно поставить игру на паузу и пойти читать журнал, иногда игра может вообще не включиться, из-за чего возникает потребность в ритуальном продувании картриджа, Арино-из-прошлого весьма энергично комментирует взлёты и падения игрока в какой-нибудь стрелялке, в то время как на прохождении ролевой игры он периодически зевает, а то и вовсе захрапеть может. С другой стороны, углубляться в эту тему разработчики не стали. Взять то же продувание картриджа. Оно могло стать отличным применением для микрофона, однако его почему-то не захотели использовать, ограничившись лишь выбором опции. Комментарии Арино-из-прошлого разнообразием также не радуют, и спустя уже час практически все заучиваются наизусть. И я уж молчу про то, что игры как-то неправдоподобно отшлифованы для 1984-1989 годов, а их сложность даже примерно не доходит до той, что мы превозмогали в школьную пору.
Но всё равно Retro Game Challenge — это весьма неплохой сборник, позволяющий окунуться в не наше детство, наполненное официальными магазинами с картриджами, конкурсами от компаний, видеоигровыми журналами и даже настоящими инструкциями к играм. Этим игра и ценна.
Реализация — 8 (Несмотря на то, что две игры из восьми по сути повторяются (Haggle Man 2 ещё хоть чем-то от оригинала отличается, но Rally King SP — чистый клон), а ощущения от олдскула остаются смешанными, сборник получился достойным.)
Музыка — 7 (Есть несколько неплохих композиций, но коллекционной ценности в них немного.)
Сюжет — 6 (Сценарий конкретно у Retro Game Challenge пусть и некоей степени мил, но находится не во главе стола, с играми же ситуация... аналогичная. Guadia Quest — типичный сюжет про спасение мира с очевидным поворотом сюжета в конце, а Robot Ninja Haggle Man 3 настолько забавен, что воспринимается не иначе, как пародия на серьёзность в видеоиграх.)
Личное мнение — 8 (Рекомендуется в качестве отдыха от других игр.)
А ещё у игры вышло продолжение! Которое так никто за пределы Японии официально не вывез. На выручку пришли ребята-ромхакеры, сделавшие английский перевод. Если найду время — обязательно ознакомлюсь.