Страницы

суббота, 17 сентября 2016 г.

Обзор Bomberman 2 DS

...Известный также под названием Custom Battler: Bomberman в Японии. Хотя, "известный" — это слишком громко сказано. Кроме Японии, игра вышла только в Европе, где получила пару положительных отзывов от порталов по типу Eurogamer'а, после чего пропала с горизонта так стремительно, что не всякий ещё вспомнит, виднелась ли она там. Пройдя игру недавно, я резко вознегодовал по поводу её столь плачевной участи и тут же схватился за перо. Правда, за обзорописание я уже давно не садился, но, надеюсь, за прошедшее время навык не растерял.

На самом деле, столь внезапное прохождение игры из огромной серии Bomberman (и не единственной, но прочие оставим на будущие обзоры) стало возможным благодаря целой череде факторов. Отправившись во время отпуска (первый фактор) в деревню (второй) и на следующий день повредив там спину (третий) и оказавшись на добрую неделю прикованным к кровати (четвёртый), мне пришлось задуматься над тем, как проводить теперь досуг, не сойдя с ума в процессе. И вовремя подвернувшаяся под руку DS, заблаговременно укомплектованная целой обоймой новеньких игр, смогла исправить столь плачевную ситуацию! Но хватит балаболить, пора уже включать игру! Только сразу предупрежу, что до этого играл лишь в порт первой части на N-GAGE и с долгой эволюцией франчайза на практике не знаком, потому об игре буду судить в отрыве от серии.

Выйдя в Европе как прямое продолжение первой части портативных похождений бравого Hudson'овского подрывника, для простого сиквела игра сильно отошла от канонов серии. Оставив неизменной саму суть геймплея, прочие аспекты игры ребята из Hudson'а переосмыслили радикально. Сеттинг, механика, музыка, крохи сценария — почти всё в игре воспринимается не так, как ожидаешь.

По части геймплея игра осталась всё тем же старым добрым Бомберменом: Ваш подопечный по-прежнему расставляет бомбы на некоторой арене, сражается с недоброжелателями, добывает из разрушаемого окружения повер-апы и усиленно ищет выход на следующий уровень, стараясь не подорвать в процессе самого себя. Однако, по мере погружения Bomberman 2 начинает показывать свою многогранность. Первое, что бросается в глаза, — у Вашего протеже появилась полоска здоровья, исключающая смерть от первого прикосновения. А как Вы знаете, где есть полоска здоровья, там всегда будут аптечки, её восстанавливающие. Конечно, сами по себе они довольно редки и вряд ли на одном уровне попадутся Вам хотя бы трижды (даже дважды не всякий раз повезёт на них натолкнуться), да и не так уж они очевидны при ближайшем рассмотрении, но сам факт наличия здоровья и его восполнимости серьёзно меняет стиль игры. Не возбраняется теперь идти ва-банк и мчаться сквозь недругов, расставляя бомбы так, чтобы задевало всех, благо прийти к финишу можно хоть в полу-разбитом состоянии.

Второе, что бросается в глаза при знакомстве с игрой, — наличие экипировки, прокачки и базовых характеристик вроде защиты, силы и так далее. Если с мыслью о шкале здоровья в Бомбермене ещё можно свыкнуться, то внедрённые в игру элементы RPG окончательно выбивают из колеи. Конечно, на уровнях по-прежнему можно выбивать из кирпичей различные повер-апы, прибавляющие в арсенал дополнительные бомбы, увеличивающие радиус их действия и так далее, но отныне на одном собирательстве далеко не уехать, поскольку уровни теперь построены с расчётом на некоторый "стартовый капитал" характеристик. Всего параметров у героя шесть:

  1. Скорость передвижения;
  2. Количество бомб;
  3. Дальность поражения;
  4. Сила бомб;
  5. Защита;
  6. Хакинг.

Если первые три пункта являются классическими для серии и никаких сюрпризов в себе не скрывают, то с последними тремя уже интереснее. "Сила" отвечает за то, как больно Ваши бомбы будут жалить врагов (и Вас самих, если умудритесь нарваться на собственноручно учинённый взрыв). Как и у Вас, у противников тоже будут собственные полоски здоровья, посему при слабой прокачке этого параметра бои могут затянуться надолго. "Защита" обратно пропорцинальна "Силе" и определяет Вашу устойчивость к получаемому урону. При слабой прокачке Ваш протеже будет умирать с трёх-четырёх попаданий. Лично я всегда игнорировал этот параметр и сочетал агрессивную игру с аккуратной. "Хакинг" — это что-то совсем непонятное и по описанию сравнимое с параметром "Удача" из TES: Morrowind и иже с ним, но на практике всё более прозаично. Он отвечает за эффективность подбираемых аптечек и прочих восполнителей. Собственно, в этом и заключается их неочевидность, обещанная ранее. Если этот показатель оставить без внимания, то восполнители здоровья будут это самое здоровье восстанавливать примерно на 5%. То есть, они станут абсолютно бесполезны... Возможно, "Хакинг" влияет ещё на что-нибудь, но в процессе прохождения дополнительный функционал мне разглядеть не удалось. На этом моменте возникает закономерный вопрос: "как же эти параметры прокачивать?" А никак. Параметры остаются неизменными до конца игры и как-либо влиять на них можно только с помощью экипировки.

Кастомизация героя является по сути главной фишкой всей игры, нашедшей отражение в её Японском названии, — комбинируя экипировку самым мыслимым и немыслимым образом, Вы можете настроить Бомбермена на такой стиль игры, который наиболее удобен и приятен лично Вам. Любите скорость и внезапные атаки? Пожалуйста. Хотите сделать непробиваемый танк, разящий за километр? Пожалуйста. Но не только этим ценна кастомизация. Кроме влияния на характеристики и прикольного внешнего вида, некоторые элементы экипировки добавляют в арсенал протагониста различные улучшения и дополнительные способности, в подавляющем большинстве знакомые игрокам в классические игры серии. Ставить бомбы в ряд, быстро бегать, ускоренная/замедленная детонация бомб, способность бомбы пинать, а то и вовсе поднимать и перебрасывать через элементы интерьера, множество вариаций самих бомб: мины, супербомбы, бомбы, взрывающиеся по площади, а не в четыре стороны (в теории эпичные, но управляться с ними трудно), ракетница — всё это является лишь беглым перечислением по памяти того, что сокрыто глубоко в недрах местной системы экипировки. К счастью, гадать и выбирать снаряжение наобум не придётся — каждая деталь гардероба, каждая способность и каждый более или менее важный аспект описан внутри игры с поразительной дотошностью. Разумеется, среди всего арсенала есть и откровенно читерские способности — достаточно вспомнить любимый и почитаемый миллионами дистанционный взрыватель — но на сей раз авторы постарались их хоть как-то сбалансировать. В этот момент игра вдруг вспоминает, что в ней есть какое-то подобие системы прокачки протагониста. Впрочем, нужна она лишь для того, чтобы Вы не смогли в самом начале нацепить на себя крутую броню и облегчить себе прохождение. Ограничение это довольно бесхитростное и искусственное, но только лишь им дело не ограничивается: для получения наиболее крутых способностей требуется не один, а два элемента экипировки, что сразу же сковывает поле для манипулирования параметрами. Получается, что Вы либо зажимаете себя в рамки той брони, которая даёт нужную способность, либо играете с базовым арсеналом, но с большим пространством для маневрирования. Также некоторые техники требуют время на подготовку, но такое ограничение встречается нечасто и только у наиболее сильно ломающих игру способностей. Например, у хождения сквозь блоки. Но, боюсь, сидеть в примерочной до упаду и проверять каждое новое поступление Вы, скорее всего, будете не так часто, как задумывалось разработчиками. Выбрав ещё в первом мире какую-нибудь наиболее удобную для себя тактику, Вы можете хоть всю игру с её помощью пройти, так ни разу в инвентарь больше не заглянув.

На практике такое сочетание старого и нового получилось на удивление гармоничным. Всего в игре семь миров по десять этапов в каждом. Уровни по сути остались теми же аренами, щедро усыпанными разрушаемыми блоками с выпадающими из них вкусностями и оборудованными различными тематическими гиммиками, но и они не смогли избежать всё переосмысляющего строгого авторского взора. Так, классическая схема "победи всех врагов и найди выход" сменилась на выполнение квестов. Теперь для продвижения по игре надо внимательно вчитываться в задания и выполнять то, что от Вас в данный момент требуют. Хоть задания и лишены какой-либо изобретательности и ничего кроме "убей врагов определённого типа", "нажми кнопку за отведённое время", "найди ключ-карту в разбиваемом блоке" и так далее предложить не в состоянии, однако они вносят некоторое разнообразие в достаточно монотонный геймплей, посему вряд ли будут восприниматься как что-то раздражающее. Сами уровни собраны хорошо и умело задействуют не только дополнительные механики по типу конвейерной ленты, магнитов, трамплинов и иже с ними, но и некоторые из элементов экипировки главного героя. Например, на качельку можно положить бомбу, а самому встать на другую сторону и перекинуть её через стену, а можно самому встать на качельку и с помощью изъятой из экипировки способности кинуть бомбу на другую её сторону и перелететь через стену самому. Или, скажем, использовать нетолкаемые бомбы в локациях с магнитами, дабы те их не сдвигали. Вот это уже можно назвать творческим подходом! Нестандартное прохождение какого-либо участка зачастую приводит к нахождению новой брони, поэтому изучать такие нелинейные уровни действительно имеет смысл. Ну, или это приведёт протагониста к внеплановой смерти, если случайно сиганёте в пропасть. Так или иначе, умирать в Bomberman 2 можно хоть до посинения, поскольку никакого счётчика жизней здесь и в помине нет и единственное пенальти — необходимость заново собирать все предметы на уровне, если Вы их не дотащили до финиша. Игру трудно назвать казуальной, но сложность в ней очень честная и проистекает исключительно из ошибок игрока. Даже последний мир, где творится сущий ад, вынудивший меня всё-таки пересмотреть свою тактику, не бьёт по лицу невразумительными техническими изысками — он просто сложный.

Впрочем, одними уровнями сыт не будешь. Разработчики это тоже понимали, поэтому каждый пятый этап снабдили мини-боссом, а каждый десятый — боссом. Если мини-боссы представляют собой просто дуэль Бомбермена с себе подобными, то с главарями уже не пошутишь. Они прочные, они живучие и они просто жаждут Вам как-нибудь напакостить. Что приятно, в плане сложности они целиком отражают сами уровни — могут напрячь, но не утомляют. Босс из последнего мира — отдельная песня, но, по-моему, вообще всё, что касается этого мира, выбивается из привычного ритма...

Кроме обычного изучения локаций можно попробовать свои навыки в прохождении игры на максимальный рейтинг. После прохождения этапа подсчитываются очки и выдаётся два рейтинга: за потраченное на уровень время и за количество собранных очков. Предел мечтаний — получить S, но также есть и пограничные ранги (A-, A, A+ и так с B и C), позволяющие оценить то, насколько Вы приблизились к идеалу. И вот здесь игра открывается с неожиданной стороны — её крайне интересно проходить на скорость и максимальные очки. Для того чтобы выцепить из игры S-ранг, приходится детально изучать каждый уровень и подходить к кастомизации с особой тщательностью, продумывая всё так, чтобы ни одна мелочь не могла Вас замедлить в самый ответственный момент. Да, боссов тоже можно проходить на скорость, и на них экипировка, заточенная под обычные уровни, естественно, работать не будет, что означает очередной перебор характеристик. Этим игра мне напомнила Sonic Rush с той же консоли, где получение максимального рейтинга поначалу тоже казалось вообще невозможным, но потом... Конечно, реального смысла в получении S-рангов нет (разве только душа очень просит увидеть в меню игры заветные "100%"), но зато после прохождения игры за эти самые оценки будут открываться секретные предметы. Мелочь, а приятно.

Прохождение на скорость — не единственное, чем можно себя развлечь в Bomberman 2 за пределами основного сюжета. Также в игру разработчики вставили т.н. "Классический режим", предлагающий просто в своё удовольствие посоревноваться с ботами и даже с живыми игроками, если сможете кого-нибудь из знакомых владельцев DS подсадить на Бомбермена. Что можно сказать... Это как Worms. Первые пять минут почти весело, но в дальнейшем чувствуешь острую потребность найти себе живого соперника, а лучше — несколько.

С музыкой же не всё так однозначно. И нет, я не буду в очередной раз жаловаться на отсутствие официального релиза, поскольку таковые с DS'овской музыкой — скорее исключение, чем правило, к сожалению. Отойдя от добродушной беспечности предыдущих игр, саундтрек Bomberman 2 вооружился знойными синтетическими гитарами, рэйвовскими синтезаторами и прочей электроникой и разродился самым настоящим техно. И каким размашистым! Гейм-рип содержит два с половиной часа чистой музыки. Подобная глобальность достигается тем, что для каждого из семи миров написано несколько вариаций одной и той же темы. Учитывая, что на один мир приходится десять не самых скоротечных уровней, решение авторов дополнительно поднатужиться и немного разнообразить звук определённо заслуживает щедрой похвалы! Эх, все бы так серьёзно относились к звуковому фону своих игр... Но так же ли он хорошо звучит? Ну... Послушайте сами:

Tradigy Meltdown
Going DownTown V1
Don't Stop Moving
Shreaker V1
Panic At The Ruins
Living in the Ruins V2
Fight With Honor

В целом, композиции игры колеблются от "очень хорошо" до "а была ли музыка". Общую атмосферу игры саундтрек передаёт очень хорошо, но за её пределами слушается далеко не так интересно, радуя лишь единичными случаями. Не знаю, сказались ли технические ограничения консольного железа, но в большинстве случаев композиции звучат банально пресно. Но и положительные примеры тоже есть, и их немало. Агрессивный и скоростной Tradigy Meltdown, надрывный и эмоционально-лирический Don't Stop Moving, ориентальные Panic At The Ruins и Living in the Ruins V2, боевой и энергичный Shreaker V1 — это примеры только из того, что я сам же и привёл. Кроме того, в классическом режиме играет более привычная уху Бомберменофана музыка:

Battle Theme 1: Normal
Battle Theme 3: Ghost Town
Battle Theme 4: Miner Cave

Весёлая, бодрая и задорная — классическая музыка для такого же классического Бомбермена.

Стоит ещё пару слов и о сценарии сказать. Хоть он также прошёл стилистическую обработку, в количественном плане сюжет остался верен старым идеалам. Другими словами, его в игре так мало, что его и сценарием-то трудно назвать. История такова: в некотором футуристическом государстве бесчинствует компьютерный вирус, парализовавший работу всех инфраструктур. Для борьбы с заразой в систему была внедрена антивирусная программа, за которую Вам, собственно, и предстоит играть. Вот и весь сюжет. За пределами начальной заставки он напоминает о себе только в начале и конце каждого мира. В начале — чтобы напомнить герою и игроку о том, что в футуристическом государстве всё плохо, а в конце — чтобы обрадовать героя и игрока тем, что в футуристическом государстве стало лучше.

Вот такая вот игра. Очень обидно, на самом деле, что она не снискала популярности. То ли отсутствие повсеместного релиза сказалось, то ли геймеры к серии охладели, но Bomberman 2 сейчас преспокойно попадает в категорию пресловутых Hidden Gems. Если будет возможность — обязательно попробуйте!

Реализация — 9 (Бомбермен, только улучшенный и дополненный. Уровни интересные, в системе кастомизации хочется разбираться, можно подобрать стиль игры себе по вкусу. Даже опциональное прохождение на качество и скорость сделано на совесть, т.к. оно задействует весь функционал игры до предела. Если же просто хочется повзрывать, то игра может предложить неплохой классический режим, к тому же поддерживающий мультиплеер.)

Музыка — 7 (Бодрая электроника, иногда страдающая от недостатка выразительности, мешающего слушать его как музыкальный альбом. Как бы то ни было, в самой игре саундтрек слушается приятно и — что самое главное! — уместно, но из-за особенностей консоли более-менее расслышать его можно лишь в наушниках.)

Сюжет — 6 (Стильно, пафосно и молодёжно, но критически мало для того, чтобы иметь самостоятельную ценность. Эх...)

Личное мнение — 9 (Получил уйму удовольствия от игры. Приятная музыка и увлекательный геймплей.)


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.