Страницы

воскресенье, 9 июля 2017 г.

Обзор Blinx 2: Masters of Time & Space

Много воды утекло с тех пор, когда я осознанно садился за написание обзора чего-либо из недавно пройденного (спонтанный выкидыш в лице кратких впечатлений от Phantasy Star III трудно назвать чем-то осмысленным, т.к. написан он был примерно за час чисто на эмоциях и ни о чём толком не повествует), но пора бы уже тряхнуть стариной, раз уж и музыкальные подборки в строй вернулись. За последние полгода список пройденного пополнился многими интересными играми, начиная с Shadow of the Colossus и заканчивая очаровательным творением Never Alone, но говорить сейчас я буду о забытом эксклюзиве оригинального XBOX под названием Blinx 2: Masters of Time & Space, в который читатель сих строк вряд ли когда-нибудь поиграет в своей жизни. Тогда почему я это пишу? А потому, что я грёбаный дебил, которому только дай повод слить в пустоту своё время. Кхем... То есть, потому, что хочу открыть уважаемым читателям ещё один потайной бриллиант, укутанный в плед забытия. Но является ли сия игра бриллиантом? Именно это мы сейчас и постараемся узнать!

Для тех, кто не знаком с серией и не читал обзор первой части, краткий экскурс в историю. Есть на свете дядя по имени Наото Осима. В 80-х он устроился на работу в SEGA, для которой он сделал много хорошего: отвечал за дизайн первых двух частей Phantasy Star, придумал того самого синего ежа, впоследствии ставшего талисманом компании, отвечал за разработку уникальной NiGHTS Into Dreams... И на этом его послужной список не заканчивается. Однако, на стыке тысячелетий Осима решает уйти в свободное плавание: он уходит из SEGA, забрав с собой нескольких бывших сотрудников, работавших над серией Panzer Dragoon, и основывает свою собственную компанию Artoon, в стенах которой и создаёт для XBOX персонажа, имевшего большие шансы стать символом новой консоли. К сожалению, первая часть массовому геймеру по вкусу не пришлась, и Осима решается на вторую попытку захвата рынка, исправив в своём новом творении все недостатки первой части и расширив его по всем фронтам. И попытка оказалась ничуть не лучше предыдущей, потому-то и приходится теперь эту серию чуть ли не с металлоискателем выискивать на просторах игровой истории. Ну-с, давайте посмотрим, что же могло пойти не так на этот раз.

Завязка новой истории от старой отличается несильно, однако она ощутимо шире по части масштабов происходящего: банда межпространственных свиней-пиратов ТомТомы по неосторожности разбили огромный Кристалл Времени, чем поставили само течение времени под угрозу полной остановки, из-за чего теперь сотрудники Фабрики Времени, коими являются коты, вооружённые пылесосами, вынуждены в срочном порядке рассредоточиться по всем возможным мирам и разыскать осколки того самого кристалла прежде, чем случится непоправимое. Параллельно с ними собирать осколки будут и ТомТомы, ведомые сновидениями своего начальника, в которых ему является некая мадам и просит о помощи. Да, в игре будет две полномасштабные кампании за обе противоборствующие стороны, и геймплейных различий между ними Вы найдёте в разы больше, чем сходств, но об этом чуть позже. Сначала, как водится, придётся поговорить о плохом.

Не успеем мы начать игру толком, как всплывёт наружу первое по счёту странное решение Artoon'овцев — кот Блинкс больше не является играбельным персонажем. Для игры, не просто носящей имя главного действующего лица в названии, но и поместившей его прямо на обложку в полный рост, сама идея сдвинуть это самое главное действующее лицо на роль массовки звучит по меньшей мере странно. В принципе, это не так уж и смертельно, достаточно вспомнить серию японских ролевых игр Lufia, где сама Луфия является полноценным участником событий только первой части. "Но кто тогда является главным героем игры?" — возможно, спросите Вы. Как кто? Вы же им и будете! Без шуток, игра буквально через пару окон после старта всучивает Вам в руки инструмент для генерирования своего персонажа и говорит: "творите." Можно не напрягаться и довериться рандому, но щепетильный любитель двигать рычажки и ползунки может на этом моменте порядочно зависнуть, т.к. редактор позволяет проводить довольно-таки детальный "тюнинг" подопечного. Зато после создания своей команды мечты, в которую, помимо Вашего аватара, войдут ещё трое таких же доброхотов, и прохождения проклятого туториала (к этой теме мы ещё вернёмся...) Вы наконец-то получите возможность начать, блин, игру.

Кошачья сюжетная линия по части геймплея внешне несильно отличается от первой части. Главный герой вооружён особым пылесосом, способным не только засасывать весь окружающий мусор и выплёвывать его в обидчиков, но и проводить различные манипуляции со временем, будь-то остановка, замедление, ускорение, перемотка назад и запись поверх. Сохранился также и особый тайм-контроль под названием "Retry", который используется автоматически после смерти и возвращает в прошлое за несколько секунд до рокового события. Впрочем, без изменений не обошлось. Во-первых, у протагониста появилась полоска жизни, исключающая смерть от одного попадания. Во-вторых, из игры убрали лимит времени на прохождение этапа. В-третьих, уничтожение всех монстров больше не является задачей первостепенной важности. В-четвёртых, больше не нужно собирать кристаллы времени в строго определённом порядке. В-пятых, даже если в пылесосе нет "патронов", им всё ещё можно огреть тусующегося неподалёку монстра, использовав рабочий инструмент в качестве дубинки. Другими словами, разработчики убрали либо переделали практически всё, что в прошлом лишь тормозило игровой процесс. Вместо методичного убиения всех монстров теперь нужно выполнять различные задания, приходящие от начальства, причём способов их выполнения может быть несколько. Например, задание первого подуровня первого этапа — выломать дверь тремя бомбами либо найти ключ от неё, а задание второго подуровня — найти топливо для вертолёта. Должен сказать, сие решение с разными путями прохождения миссии сделано как-то странно; учитывая общую линейность уровней, достаточно просто переть напролом и крушить всё, что двигается, а какая-нибудь из миссий выполнится в процессе сама собой, а то и вовсе все сразу. Но совсем игнорировать опасных недругов игра всё равно не позволит, поскольку оные остаются чуть ли единственным источником кристаллов времени, без которых об управлении временем можно смело забыть. А на нём в игре завязано многое... Нужно пробежать по хрупкой платформе, рассыпающейся в прах, стоит на неё только посмотреть? Используйте остановку или замедление времени, и проблема будет решена. Обрушился мост, необходимый для дальнейшего продвижения по уровню? Перемотка времени в помощь. Также разработчики немного доработали функцию ускорения времени, от которой раньше вреда было больше, чем пользы. Так, ускоренный персонаж стал лучше слушаться управления, а саму способность теперь можно использовать для разбега и совершения настоящих прыжков веры. Но это всё меркнет на фоне действительно шикарного нововведения: возможности смешивать два тайм-контроля для получения обоих эффектов сразу! Глаза аж разбегаются от просторов для манипуляции со временем. Но...

Реализация всего этого многообразия возможностей заслуживает по меньшей мере подзатыльника. Вместо того, чтобы развязать игроку руки и позволить самому решать, что в тот или иной момент ему нужно, игра буквально говорит, что Вы поначалу ещё слишком зелены для таких прогрессивных технологий, и вводит ограничения по всем фронтам. Выглядит это так: на первом уровне Вы можете подбирать только остановку времени и перемотку назад, со второго этапа Вы получаете доступ к замедлению и ускорению, с третьего — к перезаписи, а с четвёртого — к столь вожделенной функции смешивания времяуправлялок. Учитывая, что в кампании всего пять полноценных уровней, игра физически не успевает раскрыть весь свой потенциал. Зато по обязательным туториалам между этапами, с избыточной детальностью объясняющим очередное минорное нововведение в игровой процесс, Вас будут гонять только так. Серьёзно, инструкций в игре больше, чем самой игры! Ещё авторы добавили на уровни вещицу, смысл существования которой вызывает один большой вопрос, — огромные пушки, появляющиеся в строго определённых участках уровней и выстреливающие кучей, кучей и кучей кластерных бомб. При их появлении игра приостанавливается, и в этот момент игрок должен решить, хочет ли он применить замедление времени и увернуться от всех снарядов в стиле Матрицы, поворачивая стик в сторону, указанную на экране в виде стрелки, или же он предпочтёт паузу и просто спрячется от залпа в безопасном месте, попутно засосав парочку кластерных бомб в пылесос на будущее, благо пушки по какой-то причине не появляются больше одного раза. Собственно, вопрос: зачем мне в принципе НЕ хотеть использовать паузу? За излишнее пижонство герой ничего не получает, а вот из-за ошибки в позировании он может и жизнь потерять. Единственный случай, где позирование в стиле Матрицы может пригодиться, если Вы, я не знаю, стримите игру на твиче и хотите повыделываться перед зрителями; какой-либо реальной пользы я так и не нашёл.

Кампания за свиней ТомТомов существенно отличается от всего, что серия могла предложить до этого, и больше походит на упрощённую версию Splinter Cell: много стелса, стрельбы и причудливых шпионских устройств. И задания на уровнях, как водится, они получают соответствующие: куда-то проникнуть, что-то украсть, что-то собрать и так далее. Свиньи, в отличие от котов, нарушать привычный ход времени не умеют, зато они в совершенстве освоили технику пространственной прыгучести, чем они успешно и пользуются не только для спасения своих задниц, но и для сражений с недругами. От злоупотребления спасает сам принцип, по которому все эти ухищрения используются: их необходимо кинуть туда, где должно произойти что-то интересное. В условиях, когда представители семейства кошачьих Вас обнаружили, окружили и готовы нафаршировать, кинуть тот же телепорт куда-нибудь подальше от зоны боевых действий просто не представляется возможным. Тут-то на помощь приходит главная фишка этого режима — ТомТомы владеют внушительным арсеналом холодного и огнестрельного оружия, варьирующегося от рогаток со снотворным до мин и гранатомётов. На начальных этапах игры раскидать большую партию врагов простеньким пистолетиком, конечно, не получится, т.к. в этом сюжетном режиме разнообразие тоже нарастает по мере прохождения вездесущих туториалов, зато потом можно будет вообще забыть про бесшумное перемещение. Впрочем, я немного соврал, когда сказал, что управление временем ТомТомам недоступно в принципе. Вам периодически будут давать в распоряжение гранаты, начинённые паузой, потому какие-никакие, но просторы для воображения игра всё-таки даёт. В остальном — это действительно довольно толковая кампания, но для неё желательно любить неторопливый геймплей.

К сожалению, всё вышесказанное про обе сюжетные линии перестаёт иметь всякий смысл из-за одной маленькой проблемы: оператор, связывающийся с главным героем по рации и щедро разбрасывающийся советами по прохождению, никогда, сука, не затыкается. Ни-ко-гда! Он попросту уничтожает всё удовольствие от геймплея. Каждая хоть сколько-нибудь приметная загадка в игре сопровождается длиннющей тирадой на тему того, какие действия игрок должен выполнить, чтобы пройти дальше, из-за чего даже зачатки сложности мрут, не успев родиться, а сам геймер чувствует себя умственно неполноценным. И ладно бы оператор просто бубнил себе под нос и не отвлекал, но нет, вместо этого он при каждом своём появлении приостанавливает игровой процесс и акцентирует максимум внимания на том, что делать дальше. И нет, отключить его никак нельзя. Очень надеюсь, что когда-нибудь выйдет хак этой игры, в котором этого болтуна просто вырежут на корню, — игра тут же станет в разы привлекательнее.

Весь остальной контент, коим щедро снабжена игра, можно описать лишь одним словом — месиво. Менеджмент собственного отряда, наём новых рекрутов, прохождение челленджей (по сути, дополнительных туториалов, только с учётом времени) с целью открытия новых элементов экипировки, сдача одежды в прачечную, т.к. после пары уровней она пачкается, прокачивание персонажей путём кормления их всяческими вкусностями, установка апгрейдов на оружие, редактирование собственного танка (!), упомянутые ранее пушки, стреляющие на поражение пару раз и исчезающие так, словно их контракт на участие в игре истёк, — лишь частичный список того, что обнаружилось под биркой простого 3D-платформера. Такое чувство, что среди авторов был японский Джон Ромеро, который генерировал водопад идей и которого особо не заботила успешность их реализации, потому как я лично не могу понять, зачем, например, целую геймплейную механику и независимую кастомизацию выдали под танк, который используется всего один раз в битве с боссом третьего уровня из свиной кампании.

О, да! Битвы с боссами в этой игре — явление как минимум забавное, потому что никогда не знаешь, что от них можно ожидать. Иногда — это классическое противостояние главного героя и большого монстра. Тут ничего необычного; просто находим у злодея уязвимость и эксплуатируем её до победного конца. Поскольку все стычки с боссами до смешного просты, даже сказать про них нечего. Иногда — это битва "стенка на стенку". Ваш отряд из четырёх персонажей должен выжить в битве с таким же отрядом из вражеской фракции. Если играете за котов, то успешность прохождения этой миссии будет зависеть от валяющихся повсюду контроллеров времени и от умения вести снайперский огонь с большого расстояния. В кампании за свиней же творится полный оружейный беспредел — тонны различного огнестрела и куча гаджетов разбросаны по боевой арене, т.ч. достаточно найти базуку или ещё что покрупнее и айда выносить врагов с одного точного попадания. Справедливости ради, совсем уж на рожон лезть игра всё-таки не позволит, поскольку противники стреляют очень метко и больно, могут преследовать чуть ли не через всю карту, а если играете против котов, то они не брезгуют использовать различные манипуляции со временем уже против Вас. Если бы восстановители здоровья не валялись на каждом шагу, эти битвы можно было бы даже назвать интересными. Но бессмысленность самой идеи кроется в том, что Ваши напарники управляются искусственным интеллектом, на работоспособность которого повлиять невозможно. В смысле, игрой не предусмотрено даже самых простейших команд типа: "стой на месте", "иди за мной", "подбери предмет" и так далее. Эти болванчики просто молча следуют за лидером, нападают на любого врага в зоне видимости, подбирают аптечки по принципу "кто успел — тот и съел" и очень охотно расстаются с жизнями. Беречь их смысла нет, поскольку после битвы сопартийцы магическим образом воскресают, так что их вполне можно оставить на самопопечительстве и отправиться выполнять миссию самостоятельно. Иногда — это что-то совсем из ряда вон выходящее. К числу таких случаев относится пресловутая битва на танке против огромного монстра, которая длится всего пару минут, но внимания самой геймплейной механике уделено столько, что кажется, словно под неё авторы готовили полноценный этап. Кроме этого, в категорию странных сражений попадает и финальная битва с самым плохим парнем, больше похожая на интерактивную катсцену и не имеющая ни капли общего с хардкорным решающим сражением из первой части.

Но есть у всего этого многообразия возможностей и светлая сторона: местные магазины значительно разнообразили собственный ассортимент. Особенно это заметно в кампании за свиней. Если раньше все закупки ограничивались лишь простым апгрейдом оружия и пополнением жизней, то... Ничего, собственно, не изменилось из-за крайней лёгкости игры, не требующей никакой мыслительной деятельности, однако можно хотя бы почесать глаза, любуясь на содержимое прилавков. В принципе, никто не запрещает немного подыграть игре и сделать вид, что Вам действительно интересно опробовать каждую покупку на практике, но это только растянет время на прохождение.

Напоследок, пара слов о музыке. Как и в прошлый раз, разработчики заказали саундтрек у Сеговского внутреннего музыкального подразделения Wave Master. Впрочем, со времён первой части композиторский состав немного сменился: Кеичи Сугияма остался на месте, а Марико Нанба уступила композиторское кресло Томонори Саваде. Лично я являюсь большим фанатом творчества Савады, особенно его саундтрека для Sonic Riders, поэтому видеть его имя в списке людей, работавших над игрой, вселяет огромную надежду в то, что музыка Blinx 2: Masters of Time & Space будет ну хотя бы божественной. И должен сказать, разочарован услышанным я не остался. Видно, что композиторы при работе над саундтреком немного поглядывали в сторону первой части о похождениях кота с пылесосом, отсюда в треках и прослеживаются различные "тикающие" звуки, напоминающие о том, что у нас тут игра про время и всё такое, но вместо простого копирования старых идей они расширили звучание своей пластинки настолько, насколько это возможно! Композиции прибавили в продолжительности, обогатились красивыми мелодиями и зазвучали необычайно сочно. К несчастью, и тут не обошлось без недостатков, пусть и довольно безобидных, — на всех уровнях за свиней ТомТомов играет одна и та же композиция, в то время как коты получили для каждого этапа по собственному уникальному треку. У Artoon'овцев что, в процессе разработки закончились деньги?

TomToms Hub — трек, играющий в логове ТомТомов;
TomToms Theme — композиция, играющая на уровнях ТомТомов;
Round 3 — мегакрасивая тема третьего уровня;
Round 5 — энергичная тема пятого уровня, звучащая почти как техно;
Slow+FastForward — даже джинглы, играющие во время использования тайм-контролей, звучат интересно.

Вторая проблема саундтрека более типична и ещё более безобидна: издать его на дисках никто даже не подумал, из-за чего довольствоваться придётся только игровым рипом. Обидно, что о CD-качестве материала остаётся лишь мечтать...

Вот такой вот получилась игра под названием Blinx 2: Masters of Time & Space. Сумбурное, несфокусированное нечто, взявшее на вооружение ряд очень удачных технических и геймплейных решений и убившее их парой серьёзных недочётов. Добивает проклятый комментатор, не просто сливающий самые интересные моменты игры своими подсказками, но и сбивающий с ритма своими постоянными появлениями. С другой стороны, игра достаточно оригинальна и изобретательна, а саундтрек от Сеговских талантов заслуживает наивысшей оценки. Удивительно, как легко можно испортить действительно хороший продукт...

Реализация — 7 (Всё, что я сказал про первую часть: "Много хороших идей, но почти все они с червоточинкой. Неудачные же решения разработчиков ну просто идеальны" — только во второй степени. Игра не то чтобы плоха, она до обидного несовершенна, хотя имела все предпосылки для обратного!)

Музыка — 9 (Приятный саундтрек от талантов из Wave Master. Минус балл только за то, что для кампании за свиней написали мало уникальных композиций.)

Сюжет — 6 (Всё та же забавная, но дурацкая история о котах, спасающих время, и свиньях, его ворующих. Диалогов стало больше, но смысловой нагрузки они практически не несут.)

Личное мнение — 5 (Очень трудно получить удовольствие от игры, которая буквально проходит сама себя, да ещё и периодически ставит себя на паузу.)


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.