Страницы

понедельник, 24 марта 2014 г.

Обзор Evil Twin: Cyprien's Chronicles

Смело могу себя поздравить с прохождением первой игры на консоли Sega Dreamcast! Это было трудно и опасно, но я выдержал все невзгоды, что игра в меня бросала, с достоинством перенёс все её подлые и неспортивные приёмы и даже в гневе не прострелил лучом ненависти ни в чём не повинный телевизор. А теперь остановимся на деталях.

Игра Evil Twin разработана In Utero и издана Ubisoft сначала для консоли Sony Playstation 2 во второй половине 2001 года, через три месяца подоспели версии для PC и Dreamcast, вышедшие с небольшой разницей во времени. По скриншотам игра выглядит очень и очень вкусно, я бы сказал... Свинцовое небо, неслабо давящее на психику, общее ощущение лютого запустения и безжизненности — в общем, на картинке всё идеально-шоколадно, нечего и добавить. Но стоит только попытаться в это поиграть, так сразу всплывает истинная сущность этой игры, тоже своего рода "злой двойник". Что же в ней так меня (и не только меня) опечалило? Геймплей!

Да, именно геймплей. Серьёзно, эта игра вас ненавидит! Она Вас ненавидела ещё до того, как Вы о ней узнали, она будет ненавидеть Вас всегда! Evil Twin готова пойти на любые ухищрения, чтобы заставить игрока страдать и крушить в гневе всё, что попадёт под горячую руку. Игру явно программировали социофобы, таким образом пытавшиеся руками геймеров сломать как можно больше джойстиков, консолей и телевизоров. Что же такое меня там опечалило? Ну...

Во-первых, это камера. В этом плане равных Evil Twin нет или практически нет. Какой там Sonic Adventure, какой там Gex! Камера оказалась под мостом и не хочет оттуда вылезать? Опять показывает крупным планом текстуры? Это норма. Вы будете лицезреть благодаря сей волшебной камере всё, что угодно, но только не то, что лицезреть Вам в данный момент времени жизненно необходимо! Невидимый оператор за кадром производит впечатление окончательно съехавшего по фазе торчка с проведённой на днях лоботомией — камера впечатляюще непредсказуема. Впрочем, конечно, всё не настолько печально, как я пытаюсь тут сказать. Иногда наш невидимый оператор всё же трезвеет и показывает на удивление адекватные для геймплея ракурсы, но, как водится, запоминается только всё самое плохое, возможностью рассказать о чём я не пренебрёг. (:

Во-вторых, жуки лезут из всех щелей. Речь, естественно, об игровых багах. В Dreamcast-версии игры их что-то многовато малость; не знаю, как дела обстоят с другими версиями, но учитывая, что на детище от Sega игра вышла самой последней из всей тройки, то некоторые подозрения в их адрес я всё же испытываю... Если доблестный герой храбро попытался перепрыгнуть коварное препятствие и в итоге застрял в нём в состоянии полёта, то не переживайте — это нормально; смело нажимайте Reset и пробуйте ещё раз до тех пор, пока не пройдёте. Уверяю, так же спокойно об этом думать во время игры Вы не будете, особенно если принимать в расчёт ограниченные сохранения, но об этом позже. Ещё один вид багов — игре иногда может внезапно придти в голову мысль: "А не поделить бы мне себя на ноль?". Итог — Evil Twin схлопывается, герой оказывается за уровнем и постоянно падает в пустоту до тех пор, пока не кончатся все жизни. Абсолютное отчаяние и безысходность, всё плохо, снова Reset. Третий вид багов — если игру ресетить мягко, с применением A+B+X+Y+Start, то в результате при загрузке могут слететь скрипты, из-за чего игрок повиснет намертво из-за того, что сюжет встрял. И снова слёзы, депрессия, заламывание рук и Reset, как и во все прошлые случаи — кнопочкой на консоли.

В третьих, при такой камере и такой же глючности, игра ещё и сложная до чёртиков. По сложности с Evil Twin на равных может потягаться классика 8-bit эры. Сюжетно объяснено, почему вокруг одна сплошная вода, это хорошо, но попробуй в ней выживи. Вся игра по сути своей состоит из тысяч и тысяч платформ, по которым игрок и должен прыгать аки горный... барс. Такое чувство возникает, что разработчики подходили к созданию игры с примерно следующей философией: "Любую проблему в игре можно решить платформой. Если платформа проблему не решила — решат четыре платформы". Оступишься — в 80% случаев теряешь жизнь. Из-за наркоманской камеры порой совершенно не чувствуешь расстояния, в результате теряешь жизнь просто из-за того, что глубина картинки тебя обманула, а из-за багов уйма платформ за спиной становятся уймой платформ перед носом из-за преждевременного рестарта. Shit happens, только тут это порой слишком часто. Добивают ситуацию ещё и ограниченные сохранения. С этим авторы явно переборщили. Сохраняться можно не только в определённых местах, но и ограниченное количество раз. Для сей обычной, казалось бы, процедуры игрок на этапе должен сначала найти фотоаппарат и его помощью сфотографироваться в определённом месте, где обитает слон Wilbur — наш помощник в мире игры. Почему фотоаппараты одноразовые — загадка. Учитывая все неприятности, что Evil Twin сбрасывает на игрока — это просто свинство.

Интересный факт одной строкой. Поскольку я "консультировался" местами во время прохождения с PC-версией на youtube, то заметил одну неприятную вещичку — разработчики по непонятным причинам вырезали из Dreamcast-версии игры целый уровень из школьного острова. Дело в том, что этот самый уровень был очень и очень атмосферным... Жаль, очень жаль.

После всего вышенаписанного ужаса, казалось бы, зачем эту игру вообще терпеть, что за извращенец будет пытаться в неё играть. А вот теперь настал момент истины, когда мы будем говорить об игровых достоинствах, и начнём мы с саундтрека!

Есть у меня привычка говорить о музыке в последний момент, но тут особый случай, когда её (привычку, не музыку!) смело можно отбросить прочь. Над саундтреком для игры работал композитор Бертран Элюар, в результате мы имеем одну из самых блистательнейших работ в истории видеоигровой музыки. Я не буду лукавить, если скажу, что без Бертрана и его музыки игра потеряла бы всё; никакой, даже самый фантасмагорический видеоряд не смог бы вытянуть её из бездны типичных посредственных игровых проектов. Это не тот случай, когда саундтрек — вишенка на пироге. Это, пожалуй, витамины в рыбьем жире, ради которых его и приходится пить, сжав кулачки и сдерживая слёзы. Вот вам и пример игры, которую вытянули!

И, мягко говоря, плохой новостью стал тот факт, что Бертран Элюар умер в 2005 году в возрасте сорока лет. Несправедливо? А что поделать... В любом случае, всё (ну, или почти всё, подавляющая часть уж точно) его творчество было посмертно издано на bandcamp'е, включая, конечно же, и саундтрек Evil Twin: Cyprien's Chronicles, представленный аж в трёх частях, где первые две — это, собственно, сам саундтрек с музыкой из игры как есть, а последний третий альбом — различные наработки и демо, которые просто интересно послушать, чтобы ещё больше проникнуться духом игры и её видением композитором. Правда вот и стоит удовольствие немало — все три альбома обойдутся примерно в тысячу рубликов... В оправдание такой цене могу сказать лишь, что оно стоит того, ибо очень слушабельно. В сумме с видеорядом музыка делает игру немного похожей по стилю на Бёртоновский The Nightmare Before Christmas, да простят фанаты произведения меня за такое сравнение...

Из графического исполнения особо порадовали текстуры, окутывающие этот неуютный мир и его странных обитателей. Стиль выдержан во всём, и он всегда о себе напоминает. Благодаря такому здравому подходу ко внешнему виду игры, даже её запоздалые графические технологии (что и говорить, если Evil Twin планировалась выйти аж в 1999 году) не бросаются в глаза так явно. Посмотрите только на пузатого слона Wilbur'а с детально прорисованным пупком! А вот что касается геймплея (как будто вышесказанного было мало, да), то он довольно-таки нетороплив. Наш доблестный герой в коротких штанишках бегает не очень резво, хотя ему придётся, в основном, только прыгать. В игре внезапно есть повер-апы и дополнительное оружие, но все они даются по сюжету для необходимости продвижения по оному, т.ч. особо расслабиться и от души порезвиться не дадут. Наиболее интересный из всех — повер-ап для перехода в Супер-состояние, в котором главный герой облачается в костюм им же выдуманного супер-героя и обретает просто неприлично сокрушительные и эффективные способности: метание огненными шарами, метание молниями, левитация, бессмертие и т.д., достаточно набрать достаточное количеством т.н. Кип-Бонусов и заполнить шкалу супер-силы. Удовольствие длится очень недолго, даже просто побегать в супер-форме не дадут много, я уж молчу про использование техник. Полоска супер-силы обнуляется исключительно быстро, т.ч. если игроку и даётся возможность такого превосходства, то явно по делу. Порой так и хотелось включить пару-тройку читов и побегать в таком могучем состоянии подольше, но я это уже о своём... Из других бонусов есть:

  • Орехи, которые при посадке в землю (в строго определённых местах, уже кем-то отмеченных) начинают бить струёй воздуха перпендикулярно той плоскости, в которую были посажены;
  • Жвачка, с помощью которой можно получить контроль над врагом;
  • Самолётик, которым можно управлять в полёте и попасть в труднопроходимые места;
  • Щит, защищающий от всех атак, а также создающий платформы там, где они нужнее всего. Последний по счёту, выдаётся аж перед финальным боссом.

Всё это, как я говорил, даётся строго по сюжету и строго по делу. Рогатку главного героя можно даже усовершенствовать. По этому поводу можно сказать лишь одно — вознаграждёны будет лишь самые любопытные. Есть в игре и инвентарь, благо как таковых предметов не очень много, чтобы от них закружилась голова. Найденные и уже использованные по сюжету вещички редко остаются полезными в дальнейшем и просто висят мёртвым грузом. Исключением в данном случае является местный аналог фонарика, который ещё полтора раза пригодится во второй половине игры.

I, Cyprien, king of my imagination,
condemn your world to oblivion! ©

Последнее, на чём хотелось бы остановиться — сценарий. Посмотрите на скриншоты, послушайте немного музыки из игры, посмотрите начальный видеоролик. Посмотрели, послушали? А теперь подумайте, какой сюжет здесь может быть? И Вы правы! Именно такой... Главный герой — сирота с разыгравшимся воображением по имени Киприен, живущий в очень мрачной приюте, попадает в другой мир под названием Undabed, затащив туда и своих друзей, где и начинаются его полные опасностей приключения, во время которых он не только должен спасти своих друзей, но и разобраться, почему он вообще оказался здесь. Во Вселенной Undabed (Unda (т.е. Under) Bed, если характерность ускользает (оная, кстати, ускользала от меня вплоть до финальной заставки, такой уж невнимательный...)) всё будет аккуратно намекать на то, что ждёт нас та ещё фантасмагория. Среди всех персонажей, которых герой встретит на протяжение игры, говорящие гигантские насекомые будут ещё самыми обычными и простенькими... В конце же этой истории главному герою предстоит сразиться с НИМ. А вот с кем — должно быть очевидно из названия, собственно, самой игры, но подано это всё-равно интересно. Тут было бы уместно провести пару-другую аналогий с American McGee's Alice, но делать я этого не стану, поскольку с игрой не знаком и не хочу быть голословным. Расписывать сценарий не стоит, я думаю, уж лучше на месте всё увидеть, поскольку и он очень крепко завязан на стилистике игры.

Сами диалоги немного скучноватые из-за того, что почти все проходят в неподвижности, разбавленной парочкой стандартных анимаций (а-ля Gothic), и заключаются лишь в спихивании на хрупкие детские плечи очередного трудного задания. Впрочем, быть излишне подвижными во время кат-сценок персонажам действительно не стоит — игрок пару раз станет свидетелем бега на месте и ходьбы с скоростью 1 метр в час. Лучше уж пусть стоят на месте и общаются, чем вытворять такое. Ограниченная анимация во время диалогов начинает после пары часов бросаться в глаза и немного напрягать. Что, впрочем, не касается начальной заставки, где всё шикарно, даже камера более-менее кинематографична. Озвучка славная, только у детей какие-то уж больно недетские голоса (для десяти лет-то). И да, пропускать диалоги не стоит, иначе игра Вас очень сильно за это накажет. По сути, это нелинейный платформер с элементами квеста, т.ч. пропустив пару сценок, Вы не только потеряете нить сюжета, но и окончательно запутаетесь в игре, не зная, что делать дальше.

Итог подводить очень уж тяжело, честно признаюсь. Всё, что не относится к геймплею, сделано в игре либо идеально, либо просто очень хорошо. Но стоит включить игру... Уже становится плевать на всё: и на сюжет, и на музыку, и на уникальный стиль, остаётся только слепая и глухая ненависть в адрес тех, кто всё это программировал и гейм-дизайнерил. Но на вопрос, стоит ли хоть попытаться поиграть в Evil Twin: Cyprien's Chronicles, я отвечу, что да. С таким стилем и саундтреком игра достойна получить хотя бы шанс.

Реализация — 4 (Корявое управление, корявая камера и ленивый геймплей граничат с отменно выдержанным общим стилем игры).
Музыка — 10 (мощнейший и очень атмосферный саундтрек за авторством Бертрана Элюара. Есть несколько проходных композиций, но в игре и они звучат отлично). 
Сценарий — 7 ("Подкроватный" мир живёт каким-то подобием своей жизни, герою предстоит в нём не только свои проблемы решать, но и помогать местным жителям, всё происходящее в этом мире весьма логично, что-то из ничего не берётся, при том, что сценарий отлично дополняет общий стиль игры. Другое дело, что диалоги не самые интересные, а слушать их НАДО).


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.