Страницы

суббота, 17 мая 2014 г.

Обзор Phantom 2040

Фантом. Кто-нибудь слышал о таком супергерое? Супергерое, предвосхитившем Супермена на два года. Супергерое, дизайн которого, как считается любителями всей этой макулатуры, повлиял на внешний вид большинства последующих персонажей комиксов. Как так не слышали? Ну, ладно тогда.

Да, в отличие от своих именитых собратьев, которые неоднократно били морды недругам и в фильмах, и в бесчисленных сериалах и мультсериалах, и даже в видеоиграх, Фантом на публике мало светился: один фильм, один мультсериал и одна игра. И все поголовно вышли в 90-е. Фильм я не смотрел, а сейчас, боюсь, даже и попытаться не рискну, а вот мультсериал удавалось по телевизору время от времени зацепить периферическим зрением. Но всё, что я могу сейчас вспомнить с ним связанное — весьма безумную рисовку персонажей. И только в момент подготовки к написанию сего текста я узнал, что к их внешнему виду приложил руку Питер Чанг, годом позже создавший очень-очень своеобразное арт-хаусное творение под названием Aeon Flux. Не лишним и ознакомиться будет, благо хорошие люди смогли с миру по нитке собрать почти весь мультсериал про Фантома. Но ладно, речь же об игре в первую очередь.

Изначально я планировал сделать нечто вроде ностальгического обзора на версию игры для МегаДрайва, поскольку «фантомный» картридж всё-таки мне довелось найти в своё время. И, чисто из просветительских соображений опробовав SNES-версию некоторое время назад, я пришёл к выводу, что будет значительно интереснее рассказать о некоторых существенных и не очень различиях между играми с конкурирующих платформ. Была ещё версия для Game Gear, но на неё можно хоть отдельный обзор делать — больно уж сильно отличается она от своих старших братьев. Все три версии вышли под самый закат 16-битной эпохи в 1995 году, т.ч. полностью выжатые из консолей соки мы вполне имеем право ждать. Ну-ка, что у нас там…

Поскольку впервые с игрой я познакомился именно на МегаДрайве, отталкиваться буду от неё. Если память не подводит, картридж этот был одним из самых последних приобретений для консоли, пока та благополучно не испустила дух. Год это примерно 2000-2001, к тому времени в школе уже начали учить английскому языку, что оказалось весьма к месту. Ну, более-менее к месту, благо со словариком иногда можно было что-то понять… А, ладно! Но всё-равно, Phantom 2040 оказалась второй моей игрой, где чтение диалогов было не только желательным, но и почти что обязательным для понимания того, как закончить историю на хорошей ноте (первой была Duck Tales).

На экран SMD-версии влезает больше информации, но SNES-версия выглядит темнее, мрачнее и как-то более киберпанковски.

2040 год. Место действия — мегаполис Метропия (нет, не эта Метропия). Человечество стоит на краю экологической катастрофы, и только раскинувшиеся под городом мутировавшие джунгли способны дать засранной планете шанс на восстановление. Но, как это обычно и бывает, нехорошая мегакорпорация в лице Maximum Inc. особо не горит желанием приводить Землю в божеский вид, видя в кибернетических технологиях будущее всего человечества. Ну, и конечно же, видя себя на вершине этого нового человечества. Даже несмотря на то, что игроку в интро продемонстрируют всех злодеев, с которыми его сведёт слепая судьба, сюжет игры начинается довольно резко. Создатели явно рассчитывали на то, что игрок уже знает, кто все эти люди, для чего они здесь и так далее. Итак, знакомьтесь. Довольно кривенький спрайт, уверенной походкой шагающий в сторону университета — это Кит Уокер, чьё альтер-эго благополучно и является главным героем игры. Бородато-усатый человек, который в самом расцвете сил — профессор Арчер, играет роль дамы в беде (либо до конца второго уровня, либо до конца игры, зависимо от ваших действий). Роботы, устроившие облаву на университет — биоты, разрабатываемые вышеупомянутой Maximum Inc. — являются главным расходным материалом на этапах. После кат-сценки нас сразу перекидывают на карту города, с чего и начинается веселье.

Слева — SMD, справа — SNES. Да, у Сеги разрешение в кат-сценках несколько укорочено.

Начаться игра не успеет, а у игрока уже есть выбор — идти направо за роботами или налево в университет за выжившими. Да, Phantom 2040 относится к тому типу платформеров, где можно не только бежать налево, но и даже куда-то добегать при этом. Развилок таковых будет несколько, от некоторых будет зависеть и окончание игры. В отличие от Contra: Hard Corps, здесь концовки почти все плохие. Чтобы получить заслуженный The End, игру придётся пройти не раз и не два, открывая при этом не только всё новые и новые локации, но и новые пути их прохождения. В этом, безусловно, самое главное достоинство игры.

Несмотря на всю витиеватость сценария, до шедевра ему ой как далеко. Вроде и темы киберпанка эксплуатируют, и экологию приплели сюда, но что-то здесь не так. Ответ кроется за словом «эксплуатируют». И что там за этим словом? Ничего. В этом и есть вся суть сюжета игры Phantom 2040 — быть фоном для геймплея. Персонажи для галочки, поднятые проблемы даже поднятыми назвать сложно, не то что раскрывшимися. Диалоги же порой вообще умиляют:

Злодей: Ты хоть понимаешь, что ты наделал?!
Герой: *силой кулака роняет злодея на пол* Спас мир.

Эм. Без комментариев.

Зато геймплей вышел на ура. Герой в фиолетовом костюмчике умеет ходить, бегать, прыгать, бить морды кулаком и стрелять. Помимо этого, он слегка позаимствовал технологию верёвки-липучки у Человека-Паука, благодаря которой герой теперь может достигать по истине немыслимых высот! Все локации специально заточены под активное использование верёвки, поэтому рекомендуется освоиться с ней как можно быстрее. Также в игре представлена просто уйма самых разных боеприпасов к оружию главного героя, будь то Контра-образный Spread Gun, классические самонаводящиеся ракеты или мины. Что-то даётся по сюжету, что-то нужно искать самому на уровнях. А уровни в игре огромны, витиеваты и секретками напичканы выше крыши. Кстати, о последних. На манер Castlevania, тонны вкусняшек скрыты от посторонних глаз в стенах, в полу и в потолках. Ну, и иногда, конечно, за ними. Признаюсь, жаренную по лучшим рецептам курочку из здешних стен выбивать не доводилось, но зато аптечек и боеприпасов насобирать сможете вдоволь. Главное — не зевать и внимательно всматриваться в каждую стену — разрушаемые элементы декорации зачастую немного выделяются на фоне обычных.

Но не обошлось и без парочки очень неприятных минусов.

Первый серьёзный недостаток игры — она до неприличия лёгкая. Даже не зная и половины всех секреток, щедрой рукой разработчиков раскиданных то тут, то там, Вы всё-равно рискуете до финального босса дойти с парой десятков дополнительных жизней и таким же количеством аптечек. А всё из-за клинической неубиваемости главного героя. В него хоть пулемётную очередь всади — бегать будет всё так же резво. Нет, я не говорю, что нужно жестить и доводить дело до абсурда вроде всё той же Contra: Hard Corps, тем более под конец игры такое месиво начинается, что не протолкнуться, но пяти попаданий, по-моему, вполне достаточно для того, чтобы игра была не прогулкой в парке, но и не страшным хардкорным монстром. Также ещё был замечен довольно забавный баг — если прыгать по шипам и лаве слишком быстро, то урон герою не наносится. Это так мило.

Что интересно, SNES-версия игры местами ощутимо сложнее. Фантому для свидания с предками достаточно куда меньшего числа пулек, количество пропастей возросло в разы, коробки со взрывчаткой взлетают на воздух сразу при соприкосновении, а не через секунду после. Здесь знание секреток уже действительно может спасти игрока от преждевременного рестарта, поскольку жизни в некоторых особо напряжённых моментах из героя будут вылетать пачками. Также был поправлен вышеупомянутый баг с неуязвимыми прыжками, теперь если уж терять здоровье, то всегда и везде. После всего вышеописанного охотно верится, что версия для SNES всё-таки и правда вышла немного позже, благо много чего было явно починено, но не исключён и вариант с кривым переносом игры на SMD.

Одна и та же локация на двух разных консолях. В SMD-версии под ногами лава, а на SNES — пропасть.

Второй серьёзный недостаток — боссы. Какие-то они в этой игре больно уж печальные. Во-первых, они простые. Во-вторых, иногда они повторяются. Вот забили Вы первого самого простого босса, после в конце игры придётся с ним биться ещё раз. Ну зачем? У воображения батарейки сели? Страдают обе версии игры, хоть и встречаются неплохие представители. Например, финальный босс лучше всего получился именно на SNES, а вот Механические Пауки из третьей главы реальную угрозу представляют уже на SMD.

Третий серьёзный недостаток — дисбаланс оружия. Несмотря на огромный выбор доступного вооружения, которое со временем только растёт вширь, использовать Вы будете, скорее всего, только одно. Реже — два. Причём в разных версиях дисбаланс сдвинут в сторону разных пушек. Например, поведение самонаводящихся ракет в Сеговском варианте игры больно уж читерское: разворачиваются они моментально, всегда достигают цели в самых недоступных местах и очень больно жалят. В SNES-версии же от ракет толку мало из-за их большой инертности, но зато ей достался убойнейший Spread Gun, не оставляющий ни одному врагу и шанса. Использовать что-нибудь иное из арсенала — только себе во вред. Особенно мины, хоть какой-либо практической пользы от которых мне так и не удалось найти.

И последнее по порядку, но не по значению — музыка.

Впрочем, может, и по значению тоже. Как-то так получилось, что обе старшие версии игры в звуковом плане от чего-то страдают. Над SNES'овским Фантомом работал явно не очень опытный звукоинженер, поскольку звучит игра как, простите, из задницы. Такой мощный lo-fi я встречал только на кассетах различных гаражных рок-групп начала 80-х! Есть в этом какое-то очарование, должен сказать… Но всё-равно качество они могли бы и подтянуть немного, игра на картридже занимает объём в два раза меньше Хроно Триггера, который, к слову, вышел в том же году.

YM2612 же звучит очень бодренько, но здесь другой косяк — треки повторяются намного чаще. Если SNES-версия могла себе позволить, скажем, отдельную музыку для канализации или руин каких-нибудь, то чиповому брату на каждый уровень выдаётся только один трек, время от времени лишь меняющий темп. Иногда, возможно, ещё и тему босса подкинут для разнообразия, но погоды это не делает.

И что в итоге? Игра не из самых сложных, но в неё всё-равно очень весело играть и неоднократно переигрывать. И пусть, что сюжет вяленький!

Реализация — 7 (По баллу за каждый недостаток. Если лёгкость ещё можно простить, но бестолковых боссов — ни в коем случае! Это же платформер).

Музыка — 8 (Мне не очень хочется снимать балл за такое «кассетное» звучание SNES-версии игры, но постоянный самоповтор композиций порой очень напрягает).

Сюжет — 4 (Витиеватый — хорошо. Бестолковый — плохо).


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.