Хуго, Хьюго, Уго, "Европейский Тролль"... Но, как его ни называй, для нас он навсегда останется старым-добрым Кузей. Кузя - типичный скандинавский тролль, по совместительству звезда телевидения и культовый персонаж 90-х годов, причём не только нашей страны, но и многих других. Датой рождения Кузи можно назвать сентябрь 1990 года, ведь именно тогда начался показ телешоу в родной ему Дании. Суть передач про него сводилась к тому, что чудом попавший в прямой эфир зритель мог с помощью кнопок телефона (и именно кнопок, баранка не котировалась) посредством какой-то внеземной технологии управлять главным героем и иногда даже справляться. Были и различные призы для особо опытных игроков, которые добирались до конца и не вышвыривались из финальной пещеры из-за неправильно выбранной верёвки.
И, казалось бы, что ещё можно и нём рассказать-то? Дело в том, что, помимо передачи про тролля-спасателя, выходили так же и различные игры про него. Сначала это были домашние адаптации самой телепередачи, после, когда эпоха телевизионного Кузи сошла на нет, начали выходить уже более самодостаточные игры, идеи которых были отличны от классики. Но каких-либо обзоров общего плана, охватывающих всю серию, так и не поступило. Вот именно этот небольшой изъян сим текстом я и намерен исправить. Итак, дамы и господа, представляю вам марафон игр про Тролля Кузю! Будет он поделен на три самодостаточные части - "90s", "Кузя в кармане" и "PostHugo".
Часть I - "90s"
90-е. Самое сердце жизни многих из нас. Беззаботное детство, Денди, кассеты и так далее и тому подобное. Это также и эпоха бурного развития и пика популярности тролля Хуго. Почти сразу после успешного начала показа телепередачи стали выходить и адаптации игры для персональных компьютеров. И самой первой компьютерной игрой про Кузю ever принято считать Skaermtrolden Hugo для C64 и Amiga. Она представляла собой всего один лишь уровень, зато очень круто сделанный - лабиринт в своей первой вариации. Также игра примечательна характерным Black Metal'овским голосом самого тролля, от которого кровь стынет в жилах. Ну, и довольно неплохой главной музыкальной темой, так и просится в кейгенчик какой-нибудь.
Через некоторое время вышли ещё две игры Hugo - Pе Nye Eventyr и Hugo - Pе Nye Eventyr II, и они уже предлагали прокатиться на дрезине, подняться в горы, пройтись по лесу и даже полетать на самолёте (да, самолёт, оказывается, один из ранних этапов).
Далее Кузи повалили как грибы после дождя. Весь предыдущий материал был переиздан как первая часть, после авторы наклепали ещё пять; с каждой новой игрой этапы становились всё графонистей и графонистей. Итого: Hugo 1 - Hugo 6. Идеально смотрелось бы на полочке, и никакого хронологического конфуза, так нелюбимого AVGN. Но потом попёрло... ITE как с цепи сорвались и начали плодить игры в огромных количествах. Вот Кузя спасает рождество, а вот игра, где Кузя оказался в Африке и будет рассказывать нам о тамошней фауне, а приключения Кузи в джунглях так вообще в трёх томах вышли. Через некоторое время этот зоопарк игр коллапсировал в различные компиляции, наиболее полной из которых является Hugo Classics аж в восьми частях, но ностальгирующим старым пердунам вроде меня интересны будут только первые четыре, поскольку именно в них реализован наш классический телевизионный Кузя. И причём именно Кузя - игры выходили в России стараниями "МедиаХауз" с той самой многими любимой озвучкой.
Камнем преткновения стал рубеж между тысячелетиями. В 21 веке у ITE начались проблемы, и всё закончилось передачей прав на персонажа другой компании. Вселенная пережила рестарт, Кузю слегка видоизменили и... Об этом читайте в разделе "PostHugo", где будет собран весь ад, что творился с миром няшного тролля.
Но это ещё не всё. В числе различных компьютерных адаптаций телепередачи была одна... точнее, две, на которых хотелось бы остановиться чуть поподробнее.
- Hugo 1 и Hugo 2 на Sony Playstation (1998 и 2000 года соответственно)
Но игры примечательны не только своей платформенной уникальностью, но ещё и весьма ощутимо переделанными уровнями. Да и сложность заметно приподняли. К сожалению, ни в одной из частей не стали реализовывать самые "графонистые" этапы: мотоцикл, воздушный шар, сплав по реке в бочке. Зато любимые многими сноуборд и скейтборд есть.
Но праздник подпортили наши бравые подпольные ребята-локализаторы, запихав на один диск почти всё, что выходило про Кузю на PS1. Как результат - много чего в процессе либо захромало, либо и вовсе отвалилось. В первую очередь, намудрили что-то с озвучкой нашего тролля - Кузя говорит теперь на нескольких языках и даже без акцента. Не знаю, сами они переводили и в процессе забили, либо просто склеили озвучку из всего, что под руку попалось (Hugo 1 - 6 и всякие переиздания, скорее всего, кое-как у нас были озвучены до выхода нормальной версии с тем самым голосом из телевизора). Но, блин, они посягнули на святое! Вырезать из игры музыку... Это... Это... Ладно ещё в первой части треков было не так много, только менюшная тема да скейт, но во второй есть целый ряд просто отличных композиций. Выложу саундтрек чуть ниже.
Игры про Кузю никогда особо не радовали музыкой (что логично, ведь они для телевизора в первую очередь делались, а там главное - не музыка, а комментарии ведущих), а тут такой приятный сюрприз. Над саундтреком работал композитор David Filskov, он же потом поучаствует в работе и над другими играми серии в лице компании EpicSound, но здесь он просто прыгнул выше головы.
Ладно, на этом, в принципе, 90-е и закончились.
Часть II - "Кузя в кармане"
Конечно, компьютер - это одно, но иметь возможность где угодно прогуляться за Кузю в лесу, или попрыгать по ледяным колоннах, или на сноуборде с горочки скатиться - идея крайне заманчивая. Тем более, портативная линейка игр охватывает почти всю эпоху телевизионного тролля, это будет достаточно показательный пример, прежде чем мы перейдём к кульминации.
- Hugo (1991/1995)
- Hugo 2 (1997) и Hugo 2.5 (1999)
Разумеется, многое пришлось отсечь. Уровни количеством не радуют, любимых многими ужимок и гримас подбитого Кузи вообще нет, об озвучке и говорить нечего. И знаете что? У игры есть в рукаве большой козырь - её сделала студия Bit Managers, а это значит, что саундтрек будет выше всяких похвал. Так и случилось. Чиптюн просто потрясающий, особенно главная тема.
Но что это за Hugo 2.5? Говоря прямо, это тот же Hugo 2, только уже в цвете и с дополнительным уровнем (для этого нового уровня авторы забыли музыку написать, поэтому привинтили к нему главную тему). Видимо, авторы решили, что изменений не набралось на новый номер, а на половинку вполне. Но игры, в целом, хорошие, только всё на немецком, и так с ходу трудно понять, что на уровнях нужно собрать определённое минимальное количество мешочков с золотом (на этапе с прогулкой в лесу их нужно чуть ли не все раздобыть). Недобор приводит к рестарту. Финальный уровень стабильно представлен "Lightning Bolts", в котором Сцилла будет пытаться избавиться от героя лично, кидаясь молниями.
И с этого момента Кузя покидает насиженный жанр и отправляется блуждать по миру...
- Hugo: Black Diamond Fever (2001)
- Hugo: The Evil Mirror (2001 - GB, 2002 - GBA)
В остальном игра значительно лучше того, что мы видели в Алмазной лихорадке. Отличаются версии незначительно внешне, но отзывчивостью геймплея - радикально. В пользу GBA, конечно. Сложность GB-версии иногда какая-то жопорвущая, а всё из-за врагов, убивающих за одно прикосновение; т.е., уровень Вы должны пройти вообще без касаний, иначе потеря жизни и рестарт. В остальном уже неплохо: музыка есть, иногда ничего так, уровни не такие скучные, как в прошлой игре серии, да и есть какое-то подобие собирательств повер-апов и каких-то секреток. Лимит времени здесь просто зверский, однако опоздание не приводит к рестарту, но недруги от этого звереют и начинают шустрее бегать и кидаться. Основная задача - перезаморозить всех врагов на этапе с помощью ледяной пушки и после разбить. Стоп. Где-то я уже это видел... Да это же Bubble Bobble, только пузыри заменили Лёдолазером. Не, игры бывают иногда немного похожими, но это просто хамство.
GBA-версия отличается только дополнительной шлифовкой. Музыка лучше, детализация выше, враги больше не убивают в одно касание, в остальном всё та же Bubb... Hugo: The Evil Mirror. Выбирая между двумя версиями, выбор, конечно, на более продвинутую с GBA. Да и то в качестве просвещения.
- Hugo: Bukkazoom! (2003)
Не, GBA был достаточно неплох в техническом плане и позволял делать вменяемые портативные гоночные аркады, но сам факт! Кхм, ладно, уже ворчание какое-то пошло. В любом случае, что мы имеем? Типа-3D гонку с видом в проекции (как в Rock'n'Roll Racing), без сценария, зато с режимом на четырёх игроков. Можно пособирать случайным образом появляющиеся чекпоинты, попытаться вытолкнуть противников с парящего острова, есть мини-игра в стиле "захвати флаг". Одному играть без толку, если, опять же, в поездке со скуки, но сейчас для этого есть андроид и яблочко. А вот в компании игра превращается в довольно хорошее времяпрепровождение. Если найдёте ораву GBA'шников с этой игрой, конечно... Зато впервые в жизни можно поиграть за злодейку Сциллу!!
- Agent Hugo: Roborumble (2007)
На сей раз у нас помесь гонки, стрелялки и вида сбоку. На сей раз Кузя... ой, простите, Агент Кузя становится на супер-крутую летающую доску (жутко похожую на Extreme Gear из Sonic Riders, вышедших всего на па-а-арочку недель раньше) и отправляется в неравный бой с армией роботов.
Если кратко, игра хреновая. Нет, она не средняя, как я обычно люблю говорить. Игра реально хреновая. Управление непродуманно и разбросано по консоли в каком-то сумасбродном порядке. A - ускорение, B - стрелять (если есть чем), R - использовать трамплины на трассе, L - использовать щит на трассе, B+крестовина в полёте - делать различные трюки. Единственный вариант - заучивать трассу и просто машинально её проходить, другого языка игра не понимает. Да ещё и вместо сохранения морально устаревшая система паролей реализована, вообще идеально.
И снова здравствуйте. Сейчас мы во второй раз будем переходить рубеж поколений, всем пристегнуть ремни! Приземляемся мы аккурат в 2009 году в тот самый момент, когда ITE продаёт права на разработку игр про Кузю другой студии (справедливости ради отмечу, что хотя бы датской), и новый владелец души и сердца доброго тролля перезапускает серию и выкидывает на рынок игру Hugo: Magic in the Troll Woods для PS2, Wii и DS. В рамках главы нас интересует последняя.
- Hugo: Magic in the TrollWoods (2010)
Что можно сказать об игре. Сделана она в стиле, который сейчас не совсем корректно именуют 2.5D - когда игра вроде и трёхмерная полностью, однако управляется персонаж только в двух измерениях. Пусть и не совсем честное, но зато портативное 3D. Если заводить речь о геймплее, то ничего сверхъестественного здесь нет: довольно-таки классический неторопливый платформер, в котором Вы будете драться со злобными зверьками и всякой нечистью. Игра со временем слегка разнообразится различными апгрейдами, но общая схема не меняется. Насчёт музыки трудно что-то сказать... Без неё никуда, конечно, иногда даже звучат вполне неплохие композиции, но слишком уж саундтрек фоновый и незаметный.
И, в целом, казалось бы, можно играть, если бы не одно "но". Авторы умудрились запороть всех боссов, особенно финального. Они все совершенно одинаковые и проходятся по одной тактике. Ребята, это несерьёзно совершенно! Куда эпик дели? Ну, ладно, предположим, что эпика там и не должно было быть, но нормальная и интересная битва с финальным зачинщиком всех пакостей - обязательно. Для платформеров интересные боссы важны как воздух.
На этом, можно сказать, и всё. Были ещё игры на телефонах, смартфонах и планшетиках, но про них немного можно рассказать. Из недавних: Hugo Retro Mania - ремейк Лабиринта - самого первого уровня и Hugo Troll Race - ремейк уровня с железной дорогой и Кузей на дрезине. В них можно сыграть на iOS и, если найдёте, то и на Android. В целом, игры коммерчески успешны; авторы обрекли их на массовые скачивания из соответствующих сервисов.
Часть III - "PostHugo"
Ну, всё. Настало время посмотреть на те игры, что выходили на ПК и консолях уже после спада популярности тв-передачи. Столь болезненный для многих переход в 3D наш любимый Кузя пережил не очень хорошо. Да и, прямо скажем, очень уж поздно создатели спохватились. К тому времени на PS1 властвовала серия игр про Крэша, Спайро начинал потихоньку завоёвывать сердца игроков, даже Клоноа нашёл и занял свою нишу. И как тут, спрашивается, протиснуться? Но Кузя попытался, и начал он с игры Hugo: Quest for the Sunstones.
- Hugo: Quest for the Sunstones (2000)
Что ж, в качестве первого уровня у нас здесь обязательный туториал, в котором Вам нужно будет пробежать самопальную полосу препятствий, попутно освоившись с управлением. Герой умеет бегать, прыгать, ползать и стегать кнутом, для счастья оптимально. Камера на удивление стабильная и вменяемая. Впрочем, уровни в большинстве своём всё-равно рельсовые до предела, посему и повилять хвостиком виртуальному оператору лишний раз никто так просто не позволит. Что радует, присутствует некоторый градус сложности, пусть и невысокий. Жизни легко добываются, но так же легко и теряются, поэтому с первого раза с закрытыми глазами игру пройти будет не так просто. Беда с самим геймплеем. Он очень медленный и скучный, хотя и будет разнообразие в виде спуска с горы в вагонетке.
И всё бы ничего, но для самой игры разработчики поленились написать музыку. Как можно без музыки в платформере?! Не, она есть в видеосценках, но по уровням бегать Вам предстоит в полной тишине, только фоновые шумы локаций будут слух дразнить. Только за одно это хочется поставить ITE жирный "незачот". И я поставлю. Вердикт: не играйте, даже не пытайтесь.
- Hugo: Black Diamond Fever (2001)
Если рассказать вкратце об игре, то всё это мы видели уже в Hugo: Quest for the Sunstones. Чуть обновили интерфейс, чуть приукрасили графику. И, да, они наконец-то сделали саундтрек! Звучит он на удивление неплохо... Ну, по сравнению с тем, что звучало в предыдущей игре. Так сам по себе он в коллекцию не просится, но лучше, когда игра с саундтреком, чем без него. И, если честно, это её самое главное отличие от Солнечных Камней.
Сама игра малость странновата внешне. Археолог Кузя шныряет по заводам, фабрикам и прочим цехам. Переодели бы его авторы хотя б приличия ради, а то палевно как-то.
- Hugo: The Evil Mirror (между 1998 и 2002)
Как я уже отмечал выше, наконец-то хоть какой-то сдвиг в сценарии. Теперь мы не играем за Кузю, а спасаем его из зазеркалья, главное - осколки собрать. Под начало к нам попадают дети Кузи, за которых можно играть с любом порядке. Rit - самый младший - отправится к викингам, Rat - к греческим бобрам, а Rut - к белкам-мафиози.
И, увы, игра получилась не сказать, чтоб паршивой, но от идеала очень уж далёкой. Управление хреновое, локации совсем уж печальные. Главный казус - мешочки с драгоценностями разбрасывают оные после соприкосновения во все стороны, из-за чего приходится останавливаться и бежать обратно за парочкой пропущенных, что неоправданно тормозит геймплей. Сложность крайне низкая, опытный геймер пройдёт игру неспешным шагом в одночасье.
Но есть и плюсы. Пройдя за всех трёх детей Кузи, нам дадут наконец-то поиграть за самого отца семейства, который будет из всех сил пытаться вырваться из плена злого зеркала. И, впервые за всё время, что ITE делает игры про Кузю, появляется атмосферный момент! С напряжённой музыкой, тёмным угрюмым этапом и неуязвимым преследователем (в рамках детской игры, конечно). У Кузьмы всегда всё шло одной нотой, и тут наконец-то хоть что-то новое! С музыкой ситуация соответствующая - я её заметил только в этот момент.
...если бы только не эта дорожка из радуги!
- Hugo: Bukkazoom! (2003)
И что можно про неё сказать... Увы, ничего хорошего. Её главный и, пожалуй, единственный плюс - возможность поиграть и за других персонажей серии, а не только за Кузьму. А ведь, казалось бы, и музыка есть, и физика более-менее ничего так (только Боже упаси Вас с чем-нибудь/кем-нибудь столкнуться!), но причин держать эту игру включённой более одного часа просто нет. Хотите мультяшные гонки - найти можно что-то значительно лучше: Mario Kart там, или Sonic & SEGA All-Star Racing, или ещё что. Версия для GBA выигрывает в том, что она хотя бы портативная.
...но кто вообще придумал, что делать чекпоинты подвижными - хорошая идея?! Покажите мне этого человека, я хочу его подержать за горло! Это абсолютно ужасное гоночное нововведение, что можно себе представить!
- Hugo Cannon Cruise (2004)
После всего того ужаса, что мы видели ранее, уже хоть что-то приятное. Почти. Внешне игра выглядит более-менее неплохо для 2004 года, не считая лысых локаций и не очень хорошо смотрящейся самой водной глади. Комментарии Кузи и тукана Фернандо (которому здесь уделили больше внимания, чем обычно) слушать почти забавно, хоть они и часто повторяются.
Главный недостаток игры - в её однообразии. Поначалу морские перепалки с вражескими судами кажутся интересными и захватывающими, но на сотый раз Вас уже начнёт тошнить. Почему многим нравились Пираты Карибского Моря aka Корсары 2, да ещё и вышедшие годом ранее? Там были сражения на суше и воде, некоторая свобода действий, интригующий сюжет, а ещё не дай Бог в шторм попадёте! Здесь - унылое "расстреляй их всех".
На этой ноте, в принципе, можно переходить к тому, о чём мне хотелось бы говорить в последнюю очередь. Да, знаю, что за бортом оставил Frog Fighter, Smakkaball, The Forces of Nature и ещё чёрт знает что, но все эти игры настолько незначительны и крохотны, что и рассказать о них особо нечего будет. Итак, примерно к этому времени дела у ITE начинают идти совсем уж хреново: массовые сокращения, продажа компании, продолжение сокращений - их просто пинали ногами из стороны в сторону.
В конечном итоге, представляю Вашему вниманию перезапуск Вселенной!
- Agent Hugo (2005)
Можно долго поливать помоями разработчиков за то, что они и сами не могут сообразить, куда своё детище можно приткнуть в игропроме, но у них наконец-то хоть что-то получилось. За долгие годы у ITE получилась более-менее разнообразная игра! Тут и стрелялка на крутом hi-tech катере в местом аналоге Неаполя, и задания на скрытность, и гоночные этапы, и дополнительные миссии. В упрощённой манере, конечно, но я бы не сказал, что всё так уж плохо. По крайней мере, в это даже сейчас можно поиграть вполне не без удовольствия.
Не считая темы главного меню, которая внезапно реп, встречаются вполне сносные композиции, хоть и с привкусом бондианы местами.
- Agent Hugo: Roborumble (2006)
- Agent Hugo: Lemoon Twist (2007)
- Agent Hugo: Hula Holiday (2008)
Выглядит она для 2008 года крайне паршиво, над внешним видом заморачиваться вообще не стали. Этапы больше не такие рельсовые, какими они были в Lemoon Twist, но зато каким-то неведомым образом разработчики испортили камеру, превратив её в самую неудобную и бесящую вещь в мире! Даже в Evil Twin всё было не настолько плохо. Второе - Кузя добывает драгоценности из, простите, говна. Какого...? Третье - раздражают постоянные назойливые подсказки, которые паузят игру и которые нельзя пропустить. Это игра для детей, или для недоразвитых дебилов?! Пожалуй, она заслуживает звание одной из худших 3D-игр про Кузю, поскольку предыдущие были хотя бы отчасти играбельными.
Гавайка Кузи - единственное, что хорошо получилось в этой игре.
Была ещё Hugo: Penguin Battle, но ни беглый поиск, ни тщательное разыскивание хотя бы видео геймплея из этой игры мне ничего не дали. Её нет на основных торрентах, её нет в сборнике игр от МедиаХауз, занимавшихся локализацией тролля Хуго под видом Кузи в нашей стране всё это время. Игра является по сути последней в серии классического Кузи, ещё до того, как тот пережил превращение в агента.
В любом случае, агентура Кузе денег не принесла, в итоге NDS Group спровадили тролля куда подальше. Впоследствии права на Кузьму получила студия Krea Medie A/S, которые тут же затеяли перестройку и родили Hugo: Magic in the Troll Woods. О DS-версии мы уже говорили и пришли к выводу, что потраченного времени она не стоит. Может, у старших собратьев дела лучше обстоят?
- Hugo: Magic in the TrollWoods (2009)
Это, к счастью, последний платформер о приключениях Кузи!
После тотальной смены сеттинга, новый Кузьма стал выглядеть чуточку... непривычно. Теперь он больше не храбрый и отважный семьянин, которым мы все его прекрасно знаем и любим, а обычный тунеядец, который оказался в центре событий по собственной же глупости. Не самое лучшее решение, на мой взгляд, но с дипломированными специалистами не буду спорить. Сюжет подаётся в виде рисованных иллюстраций к книге, которую Вам читает безымянный рассказчик. Что характерно, наш тролль-герой больше не похож на сморщившегося гномика, а представлен в более пропорциональном стиле. За это авторам зачот.Начинаем игру и...
Эй! Ты какого хрена опять стал широколицым коротышкой? Катсценки и остальную игру делали порознь, что ли? Ну, ребят, такой подход несерьёзен. После пары-тройки минут игры замечаешь некоторую "ватность" физики, словно воздух - не воздух, а очень густой кисель, в котором плавает главный герой. В принципе, можно привыкнуть, но всё-равно эта неприятная инертность временами будет о себе напоминать. Дальше - лучше. У героя со временем появляются новые умения и способности, что немного геймплей разнообразит. Единственная претензия: игра, ты какого хрена такая лёгкая? Не, серьёзно, я даже специально перепроверил, включён ли сложный режим - включён. Я понимаю, что игра детская, но кому нужна детская игра, которую можно пройти с закрытыми глазами? Ну, ладно, ещё одна претензия: графика, над тобой вообще старались? В жизнь не видел настолько лысых задников.
Про музыку, к сожалению, ничего не могу сказать, поскольку моя версия игры беспощадно дурила, и композиции звучали как из полудохлого патефона.
В принципе, это довольно неплохая игра для младшего поколения. Особых глюков не приметил, к физике можно привыкнуть со временем, а рисованные иллюстрации к сюжету радуют глаз.
Ребят. Это всё. Не поверите, но это всё! Сколько тут всего игр получилось в этом тексте? Я даже не считал. И не хочу! Пора подводить итоги. А итоги просты: за почти 25-летнюю историю существования персонажа ни ITE, ни их потомки даже и близко не смогли подобраться к тому успеху, что был в 90-е. Да что уж там... Среди всего этого многообразия штамповки я не нашёл практически ни одной нормальной игры, в которую было бы весело играть! Правда, новые начальники полны амбиций, т.ч. тролля не стоит пока списывать со счетов. Тем более, мобильные и планшетные игры про него разошлись неплохими тиражами.
И, чёрт подери, это ведь ещё не все игры про этого убийцу нервных клеток! Я опустил очень много штампов, выходивших на рубеже тысячелетий: всякие там обучающие аркады вроде "Делаем игры с Кузей", "Кузя и волшебный эликсир", "Кузя и волшебное дерево", "Кузя в космосе", "Кузя и подводное сафари", "Кузя спасает лето", "Кузя спасает рождество", "Кузя спасает президента США"... Ой, это я погорячился с последней, конечно. Я понимаю, что взялся за обозревание игр про Кузю и не должен упускать даже самые мельчайшие детали... НО. ЭТО. НЕ. ИГРЫ. Это поделки, которыми забивают витрины всяких магазинов общего назначения. Это... Это... Аргх! Ладно, я спокоен. В любом случае, надеюсь, текст получился весьма исчерпывающим. Где мог, поделился геймплеем и/или музыкой, сейчас ещё скриншотиков накидаю, будет вообще офигенно.
Я официально откузен, чего и вам не желаю!