Страницы

воскресенье, 8 ноября 2015 г.

Краткие впечатления от The Beginner's Guide

Пройдя, а потом дополнительно перепройдя сие творение, почему-то захотелось сказать пару слов впечатлений от него, хотя изначально замысла такого не было. Заранее скажу, что в прошлую игру Дейви Ридена под названием The Stanley Parable я не играл, особо даже не видел в действии, но порядком был наслышан о тамошнем взаимодействии игрока и рассказчика, поэтому сравнить их физически не смогу.

Нежданно-негаданно, вопрос "понравилась ли мне игра?" стал одним из самых сложных за долгое время. Сложнее его может быть только вопрос "советую ли я в неё поиграть другим?" А всё из-за того, что The Beginner's Guide — это не совсем игра. По крайней мере, в привычном её понимании. Если абстрагироваться от мало кому нужных и порядком раздражающих высокопарных эпитетов вроде "арт-инсталляции в интерактивной среде", то перед нами простой как топор и технически незамысловатый концепт, устами диктора рассказывающий некоторую историю. Реализован он в форме кучи разрозненных миниатюрных проектов, в качестве хобби сляпанных на Сорсе неким игроделом по имени Кода, которую собрал воедино его знакомый, отчего-то решивший, что мир должен знать о его творениях. И, собственно, выложил потом в Steam. Не совсем ясно, имеет ли вся эта история какую-то реальную почву, была ли она хотя бы основана на каких-то событиях в жизни автора, или же просто является работой воображения, но это и не важно сейчас.

Важно то, что повествование в целом действительно стоит того, чтобы быть услышанным. История Коды, делавшего свои концептуальные наброски в течение трёх лет, а потом вдруг почему-то переставшего, и его знакомого, как раз выступающего в роли диктора, оказалась на деле пусть и абсолютно линейной, но в то же время обвешанной кучей ниточек, каждая из которых ведёт к своему смыслу разной степени глубинности. Тут тебе и тема постепенного выгорания художника, и тема нарастающей самоизоляции на фоне каких-то личных причин, и тема зависти потребителя к творцу, и тема взаимоотношений фаната и кумира, и тема приписывания увиденному смыслов более глубоких, чем задумывалось автором (что довольно самоиронично, кстати), и так далее. По мере погружения в историю одни смысловые ветки будут становиться тупиковыми, встречая весомые доводы в пользу их несостоятельности, а друге ветки, наоборот, подчёркиваться и становиться более явными. В пример можно привести игры серии Silent Hill, где сюжет вроде и был линейным и цельным, обилие намёков и недосказанностей в нём открывало неописуемо широкий простор для анализа. То есть, разработчики предлагали скелет, а мясо на него наращивалось самим игроком, участвующим в осмыслении увиденного. Впрочем, без сюжетного вау-эффекта, обязывающего перевернуть представление о происходящем, не обошлось. Но именно он побуждает пройти The Beginner's Guide ещё раз (если только у Вас не достаточно хорошая память, способная воспроизвести всё, что до этого говорил закадровый голос), поскольку в первое своё прохождение Вы, скорее всего, будете внимательно слушать диктора и принимать на веру всё, что он говорит, а во второе — уже относиться к его словам настороженно и с долей скепсиса. В игре всего-лишь два персонажа: диктор и Кода, и нельзя стопроцентно сказать, что они оба с Вами честны.

Но и нашлась ложка-другая дёгтя. И дело как раз в технической реализации игры — в ней нет геймплея. Вы лишь проходите одну за другой игры Коды, а полторы загадки, встречающиеся на пути, за Вас решает диктор, добавляющий какой-нибудь способ их обхода или прямо говорящий решение. В некоторых набросках встречается система диалогов, но она всегда приводит к одному заранее запланированному результату. Такое отношение к игроку оправдывается концептом — куда ж без этого! — но в таком случае игрок просто перестаёт быть игроком. Даже такие симуляторы ходьбы, как Pineview Drive и Gone Home как-то откликались на излишнюю любознательность того, кто сидит перед экраном. Что-то подобное меня расстраивало в To the Moon, где было поле для реализации каких-нибудь геймплейных фишек, основанных на логике, но вместо этого в игре остался лишь аналог пятнашек, только создатели The Beginner's Guide в это углубились ещё сильнее. Грубо говоря, если To the Moon побоялась быть ориентированной на головоломки адвенчурой, The Beginner's Guide побоялась быть игрой. Поэтому я не вижу большой разницы в том, поиграете ли в это лично, или же посмотрите в записи. Разница лишь в том, что в первом случае Вы будете толкать сюжет лично, периодически сходя с прямого пути в целях банально осмотреться, но для этого нужно погрузиться в игру чуть ли не с головой.

На этом самом "погружении" The Beginner's Guide и держится, к счастью или нет. Но чтобы проникнуться игрой, нужно быть не просто на волне, а на чёртовом цунами! Возможно, её автору и действительно хотелось просто выговориться, получив попутно за это ещё и копеечку. И если ни одна из поднимающихся в сюжете проблем не будет Вам близка, то велик шанс, что Вы с полным и, в принципе, обоснованным непониманием того, на что потратили время и деньги, либо её просто забросите, либо всё-таки домучаете до конца, благо продолжительность позволяет.

Так-то поиграть в неё я советую. Вдруг именно Вы являетесь тем человеком, кого игра зацепит за живое, но ожидать от неё больше, чем интерактивного рассказа, не стоит — рискуете разочароваться.

А ещё там музыка хорошая.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.