Страницы

суббота, 20 июля 2019 г.

Игровые композиторы, которых больше нет с нами

К сожалению, никто не вечен на этом свете, и кумиры нашего и не только нашего видеоигрового детства постепенно отходят в мир иной. Одних губят болезни, другие попадают в катастрофы, а третьи просто пропадают с радаров игровой общественности, и весть об их кончине если и доходит, то с большим опозданием. Сегодня мы вспомним о игромузыкальном наследии тех, кого не стало.

Плейлист со всеми треками из подборки.

Подкаст-версия выпуска.

Richard Joseph

Легенда британской сцены C64 и Amiga наравне с Робом Хаббардом и Дэвидом Виттэйкером, Ричард Джозеф, думаю, многим будет известен как штатный композитор Sensible Software, написавший ту самую знаменитую тему Cannon Fodder, а также ряд других не менее знаковых саундтреков. Chaos Engine, например, — это также его рук дело. Однако свой творческий путь композитор начал далеко не с игрушек — на протяжении 70-х и первой половины 80-х он активно сотрудничал с рядом музыкантов и участвовал в работе над вторым альбомом коллектива CMU. Благодаря этим связям он смог привнести в зарождающуюся игровую музыку серьёзную озвучку, да и в целом он к своей работе подходил с изрядной долей изобретательности и находчивости.

Работать над игровой музыкой он продолжал до самой смерти в 2007 году и нередко становился гостем на различных фестивалях, посвящённых звуковому наследию старых компьютеров.

Kenji Eno

Композитор, геймдизайнер-авангардист и, возможно, хороший человек. Впрочем, учитывая тематику подборки, сегодня у нас будут только хорошие люди. Большинству Кэндзи Ино, пожалуй, будет известен как создатель культовой студии WARP и такой же культовой серии ужастиков с ёмким названием D (и нет, одноимённый охотник на вампиров тут не при делах), но не как автор игровой музыки. Масла в огонь подливали также и эпатажные выходки Ино, когда он комплектовал коробки c играми презервативами, продавал лимитированные издания за тысячи долларов и потом лично развозил их покупателям и даже тайно менял мастер-диск с игрой после получения одобрения цензурой. На фоне такого его музыкальное наследие кажется в каком-то смысле даже блёклым. Мы не можем это просто так оставить, потому вспомним сначала о его ранних работах для восьмибитной NES и обязательно уделим внимание его самому известному творению.

Bertrand Eluerd

Французский музыкант с консерваторским образованием, чья любовь к искусству простиралась далеко за пределы одной лишь музыки. В основном, вся его творческая деятельность крутилась вокруг нишевых французских короткометражных фильмов, для которых Бертран писал музыку и иногда сценарии, а единожды он даже поставил свой собственный фильм под названием 24/24. К сожалению, композитор покинул нас в середине нулевых в возрасте сорока лет, и сейчас про него забыли, похоже, даже сами французы, поскольку какой-либо детальной информации о его жизни и творческом пути днём с огнём не сыскать. Впрочем, его музыкальное наследие живо и неплохо себя чувствует, благо все работы композитора были после его смерти кем-то опубликованы на bandcamp. Учитывая, что среди выложенных работ попадаются не просто редкие, но даже и не законченные вещи, к этому руку приложил явно кто-то из близкого окружения Бертрана.

Игровым же композитором Бертран Элюард пробыл только год, написав музыку всего для двух игр: Evil Twin от In Utero и Ubisoft и Jekyll & Hyde от Cryo Interactive. И способность композитора создавать необычайно тревожные и чарующие мелодии, с которыми может посоревноваться разве что Дэнни Эльфман, нашла в этих играх самое лучшее воплощение. Хоть обе игры и провалились с треском (особенно жалко было Evil Twin, которой пророчили стать убийцей American McGee's Alice, но вместо этого она попала в производственный ад и к релизу добралась кривой и устаревшей), они не были стёрты из истории во многом благодаря своим саундтрекам.

Manabu Saito

Японский композитор и программист-самоучка, пришедший в System Sacom сначала на подработку, а по окончании школьной поры устроившийся уже в качестве полноценного штатного композитора и написавший для игр компании за всё время просто кучу треков. Отличаясь большой любовью к классической музыке и чуть ли не с самого детства учившийся играть на фортепьяно, уже в раннем возрасте Сайто достиг больших успехов в сочинительстве, став одним из лучших мелодистов японской школы FM-синтеза. К сожалению, композитор рано умер от острой почечной недостаточности. И не очень рано, а чрезвычайно рано. Ему было всего лишь 22 года. Несмотря на свой огромный талант, Сайто не успел в полной мере раскрыть свой потенциал, что невероятно обидно, поскольку некоторые его игровые треки вполне могли стать отличными поп-хитами. Так или иначе, сейчас мы с лёгкостью можем ознакомиться с его наследием.

Ben Daglish

Классик коммодоровского SID-чиптюна, покинувший нас в октябре прошлого года из-за осложнений, вызванных раком лёгких. В отличие от многих своих коллег, познавших магию музицирования уже с помощью компьютеров, Бен чуть ли не с рождения был связан с музыкой. Так, в пять лет он получает губную гармонику — свой первый музыкальный инструмент, — в школьные годы он играет в оркестре, а на совершеннолетие Бен обзаводится своим фирменным музыкальным инструментом: флейтой, на которой он тут же берётся разучивать все соляки Jethro Tull, до которых может дотянуться. Впоследствии он знакомится с программистом Энтони Краутером и начинает писать свою собственную музыку для игр, что перерастает в настолько огромную дискографию, что охватить её сейчас целиком можно даже не пытаться.

И надо сказать, навыки «настоящего» музыканта очень сильно помогли Бену в создании крайне приятных и благозвучных мелодий, практически не бьющих по ушам едким примитивным звуком. Да, примеры можно, конечно, разные подобрать, но Бену Даглишу чаще остальных удавалось нащупать правильный баланс звучания «инструментов» и создать композиции, которые можно даже посоветовать тем, кто к чиптюну относится прохладно. Да и не одними только пищалками жив композитор. По окончании своей C64-карьеры он достаточно часто появлялся в составах различных локальных фолк-коллективов, да и на фестивалях, посвящённых старой игровой музыке, он нередко мелькал.

Saki Kaskas

Урождённый Теодосиус Каскаманидис, которого, конечно же, никто так не называет, ибо Саки Каскас, — канадский композитор немецкого происхождения с греческими корнями, который, думаю, многим будет известен в качестве старинного коллеги музыканта Рома Ди Приско, вместе с которым он писал музыку для первых частей Need for Speed. Неплохо умея играть на гитаре и имея за плечами какой-никакой опыт сочинительства и исполнения, в игровую индустрию Саки попадает в 1996 году по приглашению Джеффа ван Дика, с которым он играл в локальном ванкуверском прог-рок коллективе Heavy Lounge. Став таким образом штатным сотрудником Electronic Arts, он отметился своим участием в работе над музыкой не только для известной серии гонок, но также и для различных спортивных симуляторов, кои компания активно штампует и по сей день. В начале нулевых композитор решает уйти в свободное плавание, однако в 2012 году он снова возвращается к сочинительству, правда, ненадолго, т.к. вмешался заяц несудьбы.

Как бы то ни было, он оставил нам прекрасное музыкальное наследие, а за меня лучше всего закончит его давний коллега и товарищ Ром Ди Приско:

«The one thing that makes me very happy, is knowing that Saki's music will live on forever. So I invite you to type his name into a youtube or google search, pull up some amazing tracks like Callista, Aquadelic, Siwash Rock, Rainman, Little Sweaty Sow, Knossos, Sundown, Amorphous Being, Snazzy Pants... kick back, and enjoy the journey.»
(Мысль о том, что музыка Саки будет жить вечно, очень меня радует. Поэтому вбейте его имя в поисковую строку ютуба или гугла, включите один из его шикарных треков вроде Callista, Aquadelic, Siwash Rock, Rainman, Little Sweaty Sow, Knossos, Sundown, Amorphous Being, Snazzy Pants, откиньтесь на спинку кресла и наслаждайтесь путешествием.)

Daniel Licht

Композитор родом из Детройта, который вместо того, чтобы стать техно-музыкантом, решил писать саундтреки для кинофильмов и сериалов, чем и успешно занимался с начала 90-х, подарив атмосферные и тревожные мелодии далеко не одному ужастику. Хоть среди фильмов, над музыкой для которых работал Дэниел, и попадались весьма удачные экземпляры, первого своего по-настоящему большого хита композитору пришлось прождать добрый десяток лет. Этим хитом стала довольно нестандартная музыка для сериала Декстер.

Но что-то я увлёкся. В мир игровой музыки Дэниел Лихт заглянул уже в поздние годы своей жизни и отметился буквально горсткой саундтреков, однако о его вкладе в игровую индустрию знают многие, поскольку именно он перенял эстафету композитора серии Silent Hill, с уходом Акиры Ямаоки из Konami окончательно осиротевшей. И решение позвать Лихта писать музыку для новой игры серии оказалось на редкость удачным, ведь кто ещё, как не детройтец, смог бы поймать атмосферу угасающего города-призрака и грамотно её «озвучить»? Также Дэниел Лихт успел поработать над серией Dishonored, но резко возникшая саркома за считанные недели высасывает всё здоровье композитора. Талантливый музыкант умер на 60 году жизни.

Normand Corbeil

Автор музыки для различных кинофильмов и телесериалов, игровой общественности известный в качестве композитора для нескольких киноигр от Quantic Dream. И что забавно, в полной мере творением Нормана можно назвать только саундтрек для Heavy Rain; над Fahrenheit он трудился в паре с культовым Анджело Бадаламенти (с которым, кстати, годом ранее он уже успел посотрудничать при работе над фильмом «Академия Смерти»), а саундтрек для Beyond: Two Souls он так и вовсе не успел дописать, чем вынудил Кейджа и компанию спешно искать ему замену. Хоть Норман Корбей и не оставил значительного количественного наследия в игровой индустрии, поразительная способность его сочинений идеально вписываться в видеоряд (автор, ну что за клишированные фразочки...) — и речь сейчас не только о видеоиграх — надолго вписала имя композитора в историю саундтречной музыки.

Kentarō Haneda

Профессиональный композитор и пианист, известный, прежде всего, своей музыкой для многочисленных аниме, над которыми он трудился аж с конца 70-х. В игровой индустрии же он появлялся, скорее, на правах камео, и практически весь его послужной список в качестве композитора для видеоигр составляют приставочные порты серии Wizardry, выходившие с третьего по пятое поколение консолей. Если же копнуть глубже, то обнаружится, что он также аранжировал для концерта композиции из такой классики, как Sorcerian и Ys, а в 2002 году спродюсировал альбом аранжировок музыки из тогдашней ещё трилогии Suikoden. К сожалению, на этом игровой вклад композитора заканчивается, но назвать его малозначительным у меня язык не поворачивается.

Akihiko Mori

К сожалению, про композитора Акихико Мори, также известного под псевдонимами Don и Morimori, не получится так уж много рассказать, поскольку информации о нём в интернете катастрофически мало. Известно лишь то, что он окончил Токийский Университет Свободных Искусств и в 1990 году устроился композитором в компанию Copya System, откуда уже одному только ему ведомыми окольными путями он попадает в титры игр от Almanic/Givro, Produce!, MINT и некоторых других студий.

И я с уверенностью могу сказать, что со смертью Мори мы потеряли одного из талантливейших игровых музыкантов. Конечно, по его ранним работам для Game Boy так и не скажешь, так как они не могут похвастаться ни хорошим техническим исполнением, ни выдающейся мелодией, ради которой это самое исполнение можно было бы перетерпеть, однако с переходом на 16-битные системы и далее Мори как с цепи сорвался и начал бомбить красотами налево и направо. В частности, именно он написал выдающийся саундтрек для культовой в узких кругах ролевой игры Mystic Ark, а также из-под его пера вышли чудеснейшие композиции для дилогии Wonder Project J от компании Givro. Вопреки всем технических ограничениям SNES Мори удавалось вытянуть из консоли очень серьёзный оркестровый звук, да и его боевые темы ничуть не уступали законодателям мод того времени. К сожалению, в конце 90-х он пополнил ряды талантов, которых сгубил рак.

Ryu Umemoto

Музыкант-самоучка и один из мастеров операторного синтеза, вставший на один уровень с такими FM-легендами, как Юзо Косиро и Тосия Яманака. Но если Яманака лучше всех мог накручивать офигенные синтетические гитары, а Косиро прославился своими невероятно качовыми ритмами, то характерной чертой стиля Умемото стал очень своеобразный, почти гипнотический мелодизм его работ. Даже после того, как операторный синтез в своём игромузыкальном понимании ушёл в прошлое, а творчество композитора сместилось в сторону танцевальной электроники и синт-рока, его композиции не растеряли ту причудливую, но неброскую красоту, которой славились его ранние работы.

Что же касается игр, для которых он писал, то в сухом историческом остатке наибольшую известность приобрели скролл-шутеры от компании CAVE, однако свои самые известные работы композитор написал ещё для компьютерных визуальных новелл пониженной целомудренности. EVE Burst Error, YU-NO, Xenon и некоторые другие графические романы, выпущенные C's Ware — подразделением HimeyaSoft, — получили в своё распоряжение прекрасные композиции, которые и сейчас слушаются с не меньшим успехом. Закончилась же история композитора на том, что он буквально заработал себя до смерти, водрузив на себя просто огромный объём работы и ответственности и попав в больницу с обострившимся хроническим бронхитом, откуда он уже больше не вышел.

Azusa Hara

Загадочная фигура японского геймдева второй половины 80-х. Известно лишь, что она работала в аркадном подразделении Data East до 1990 года и активно сотрудничала с Хироаки Ёсидой. В частности, они вместе работали над такими аркадными хитами, как Sly Spy, Heavy Barrel и несколькими другими. Однако незадолго после выхода битемапа Crude Buster она покидает Data East и исчезает с радаров, а в середине девяностых из США приходит весть о её смерти. Хоть Азуса Хара и не оставила значительный след в истории игровой музыки, ей композиции для аркадного FM-синтеза отличались жёстким, почти американо-европейским звучанием, но иногда попадались также и очень приятные мелодичные треки.

Rémi Gazel

Французский композитор и необычайно талантливый пианист-самоучка, умерший аккурат сразу после того, как я заявил о своих планах написать эту статью, и создавший тем самым мне немного дополнительной работы. В середине 90-х он познакомился с начинающим игровым разработчиком Мишелем Анселем, искавшем пути для претворения своих амбиций в жизнь, и написал для его творения очень яркий и выразительный саундтрек. Этим творением оказалась первая часть Rayman, давшая начало культовой серии приключений отважного метателя конечностей. Однако долго задерживаться в звании игрового композитора Реми Газель не стал и вернулся к своей изначальной работе в качестве сессионного музыканта, время от времени выпуская свои сольные сочинения, часть из которых можно послушать на его bandcamp'е.

Что забавно, в последние годы жизни Реми решил вернуться к своему единственному опыту в игровой индустрии и организовал проект по возрождению музыки из первой части Rayman, в который входили как студийные релизы, так и живое исполнение перед публикой. К сожалению, выпустить композитор успел только промо-альбом с тремя треками и несколько "живых" записей...

Takeo Miratsu

Композитор и аранжировщик, начавший свою карьеру в 1990 году как автор музыки для OVA и, реже, аниме-сериалов. В частности, именно Такэо Мирацу отвечал за саундтрек для пятого фильма про Капитана Тсубасу, а на сериальном поприще композитор прославился своей работой для аниме SaiKano (Моя девушка — совершенное оружие), но последнее произошло намного позже первого визита композитора в игровую индустрию.

Видеоигровым дебютом Мирацу стала серия Jumping Flash, усилиями которой Sony пытались задать новый стандарт для 3D-платформеров, только-только начинавших тогда набирать обороты. Далее он продолжал сотрудничать со студиями Sony и даже попал в команду «звукачей» масштабной ролевой игры The Legend of Dragoon, над музыкой для которой он трудился в паре с Деннисом Мартином. Кстати, забавно, что композиторы друг с другом вообще не контактировали, но всё равно смогли написать крайне цельную пластинку. В последние годы жизни Такэо Мирацу также в паре со скрипачкой Аюми Косикавой отметился несколькими треками для серии beatmania, но, к сожалению, дальнейшим творческим планам композитора помешал рак печени.

Anthony Lees

Ещё одна легенда SID-звука; хотел бы сказать, что «живая», но увы. Композитор Энтони Лис вписал себя в титры не особо-то и большого списка видеоигр, зато каждый его саундтрек — это целое произведение чиптюнового искусства. В частности, именно он в паре с Беном Даглишем сочинил музыку для знаменитой Last Ninja, композиции из которой сейчас узнаются лучше, чем сама игра. К сожалению, на фоне потрясения от смерти своего отца Энтони решает начать свою жизнь с чистого листа и навсегда порывает с игровой индустрией и профессиональной музыкой. И всё, как след простыл. Даже о его смерти игровое сообщество узнаёт лишь спустя два года. Горстка замечательных саундтреков — единственное, что у нас осталось. Их мы и послушаем сейчас.

Также достойные упоминания

Ronnie Montrose

Знаменитый американский рок-гитарист и создатель группы-тёзки, в рамках которой он сочинил и исполнил несколько хитов. Также он отличился очень плодотворным сольным творчеством, выпуская собственные альбомы на протяжении двадцати лет. На этом фоне его присутствие в игровой индустрии кажется ну совсем уж незначительным: в 1995 году он записал гитарные семплы для FMV-игры The Daedalus Encounter, а годом позже отметился уже полноценным авторским саундтреком для сатурновского эксклюзива Mr. Bones. И всё было бы хорошо, но в 2012 году композитор вдруг решил свести счёты с жизнью. Фанаты его творчества до сих под гадают, почему Ронни решил покончить с собой: то ли вернулся рак простаты, с которым он боролся на стыке десятилетий и даже одержал победу, то ли его окончательно замучила депрессия.

Yoshitaka Azuma

Классик японской музыкальной сцены, игравший в группах и писавший собственную музыку ещё с конца 60-х, так что в игровую индустрию он пришёл уже с таким огромным багажом знаний и жизненного опыта, что у меня пальцы не опускаются назвать его игровым музыкантом. Впрочем, это нисколько не умаляет значимость его великолепнейшего саундтрека для первой части Panzer Dragoon, а если копнуть вглубь его игровой дискографии, то в ней можно найти несколько не менее интересных работ для японских эсклюзивов, среди которых я особенно хочу отметить Virus и Tokyo Dungeon. К сожалению, уже пожилого композитора в 64 года сгубило воспаление лёгких.

Кирилл Покровский

Клавишник групп «Ария» и «Мастер», после развала Советского Союза оказавшийся, как и многие свои коллеги, в совершенно новом мире, в котором нужно было как-то выживать. Во время своих, с позволения сказать, "гастролей" по барам и свадьбам Бельгии он знакомится с основателем Larian Studios Свеном Винке и становится главным «звукачом» новоиспечённой компании. Хоть он писал музыку в том числе и для ранних игр студии, наибольшую известность приобрели его работы для серии Divinity, которая в итоге стала основным локомотивом Larian. Впоследствии Кирилл то и дело участвовал в турах Арии и даже записывался для нового альбома Мастера на правах сессионного музыканта, но в 2015 году из стен Larian Studios приходит очень печальная весть.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.