Должен сказать, DS относится к тому типу игровых портативных консолей, сколько игр на которой ни проходи, гора из интересных проектов меньше становиться даже не планирует. Поэтому предлагаю начать апрель на позитивной ноте. Итак, представьте, что Вы мертвы.
Именно так начинаются злоключения главного героя портативной игры под названием Ghost Trick, при транспортировке из Японии получившей подзаголовок Phantom Detective. От автора знаменитой серии Ace Attorney, между прочим! На самой окраине некоторого города, чьё название так и осталось неозвученным, прохладным тёмным вечером одна пуля прекратила земную жизнь некоего блондина в красном пиджаке с причёской в форме... ээ... в форме перевёрнутого хвоста джинна(?), оставив его пока ещё тёплый труп лежать попой кверху. Развязка истории плачевна, ничего не скажешь. Если бы не три "но". Во-первых, земной путь незадачливого блондина не закончился — через некоторое время он осознаёт себя уже в форме бесплотного духа, наблюдающего за наглухо изолированной теперь от него повседневностью как бы со стороны. Во-вторых, куда-то улетучились воспоминания о былой жизни, заставив и без того беспокойное привидение напрячь все остатки своей эктоплазмы и безуспешно вспомнить хоть что-нибудь. В-третьих, покойному грозится составить компанию рыжеволосая девушка, чьей крови желает некий наёмный убийца. И девушка, и киллер — единственные потенциальные свидетели Вашей скоропостижной кончины, посему их было бы нелишним допросить. Но Вы мертвы.
К счастью, на выручку приходит настольная лампа... То есть ещё один блуждающий дух, вселившийся в оную, который принесёт герою четыре новости: две приятные и две... не очень. Начну с хорошего. Во-первых, дух научит героя основам загробной жизни и расскажет о мире мёртвых, в котором отсутствует время, а также о силе мёртвых: вселяться в неодушевлённые предметы и производить ими какие-либо несложные манипуляции — и предложит немного потренироваться в этом путём спасения дамы из беды. К сожалению, безуспешно. Но дух-лампа поведает главному герою об ещё одной его новой возможности, на сей раз способной потрясти самые основы мироздания — возможности вселиться в свежий труп, переместиться в прошлое за четыре минуты до его смерти и... просто целиком переписать ход истории. Это вторая хорошая новость.
— But this is crazy! None of it makes any sense!
— We're talking about the powers of the dead, here. It doesn't have to make sense.
Как бы то ни было, с такой убойной способностью вернуть даму в мир живых до того, как она его покинет, не составит большого труда. И, казалось бы, не только её! Но, к сожалению, души не могут использовать свои новоявленные способности на своих же трупах. Это первая плохая новость. Вторая же заслуживает выделения жирным шрифтом, поскольку она действительно плохая — с первыми лучами Солнца душа главного героя растворится в небытии навечно, на чём в его истории для этого мира будет поставлена большая и жирная точка. Это проблема, в одночасье перекрывшая все плюсы загробной жизни. Итого у героя в наличии есть около десяти часов на то, чтобы не только узнать своё имя и своё прошлое, но и узнать истинные обстоятельства собственного убийства. Добро пожаловать в мир Ghost Trick: Phantom Detective, наслаждайтесь Вашей смертью, пока можете!
Что ж, теперь Вы предоставлены сами себе, обучаться новым вещам отныне и впредь придётся самостоятельно, тем более ключевые фигуры этой истории мрут смертями одна другой нелепее. Выглядит всё уже приятно, но так же приятно ли Ghost Trick играется? Всё, чем игроку нужно заниматься, так это перемещать душу героя по неодушевлённым предметам с помощью стилуса и всеми правдами и неправдами попытаться нарушить последовательность действий, приведшую к очередной смерти. Ограничивающими факторами будут являться крайне небольшое расстояние, на которое может "вытягиваться" душа главного героя, и, как ни странно, сами окружающие предметы, многие из которых абсолютно бесполезны для решения очередной загадки и которые нужны только лишь для дополнительного запутывания игрока. Ну и про, конечно же, пресловутые четыре минуты, отпущенные на спасение жертвы, забывать нельзя.
Впрочем, игровой процесс не является таким сложным и запутывающим, как может показаться на первый взгляд. Ключи к решению местных загадок часто лежат буквально на поверхности, но даже если и не лежат, игрок вполне может добраться до цели методом банального перебора всех доступных действий, всё равно головоломки решаются только одним задуманным разработчиками вариантом. Да, есть у Ghost Trick такая черта, к сожалению или к счастью. Несмотря на потенциально неплохую механику со вселением в различные предметы для последующего управления ими, игре просто не дают развернуться на полную катушку, раз за разом предоставляя игроку для кратковременных забав лишь небольшие помещения с малым числом "вселябельных" предметов и одним вариантом прохождения. За всё время геймплей получит какое-никакое развитие всего два раза: когда Вам нужно будет в кромешной тьме вызволить заключённого из тюрьмы так, чтобы его не заметил отряд зачистки, и когда к общему веселью присоединится душа собачки, также открывшая в себе паранормальные способности, позволяющие ей перемещаться на куда большие расстояния и делать очень интересный трюк: менять местами два предмета, имеющие схожую форму. Первое действительно разбавляет общий марафон воскрешений, но второе же происходит ближе к концу игры, посему радует не так сильно, как хотелось бы.
В обычной ситуации это могло бы стать серьёзным недостатком, убивающим геймплейную сторону игры, если бы не одно "но". Это, мать его, Ghost Trick: Phantom Detective! И она берёт и просто вытягивает геймплей из бездны самым необычным образом — силой повествования!
Что ж, снова придётся вернуться к сюжету, свернув на сей раз в сторону минного поля под названием "спойлеры". Сценарий Ghost Trick много больше, чем может показаться на первый взгляд. Но для начала продолжим об упомянутой выше силе повествования, спасшей геймплей. Что же оно сделало такое? Если коротко, то повествование никогда не прекращается. Во время решения загадок Вы не просто сидите и, позёвывая, тыкаете в экран, а наблюдаете за активным и порой очень энергичным общением душ персонажей, втянутых в спасительную операцию. Дело в том, что, вселившись в чужой труп, Вы можете контактировать с душой убиенного. Но не сразу. Некоторое время разум покойного пребывает где-то в лимбе, и по возвращению в сознание он первое время представляет собой чистый лист, далеко не сразу вспоминая детали своей жизни. Такие новоявленные привидения вместе с героем думают о том, как же предотвратить свою гибель, иногда дают дельные советы, порицают игрока за очередную неудачу и так далее. Особенно в этом плане отличится рыжеволосая девушка, чью жизнь за всю игру придётся вырывать из лап смерти пять раз! И здесь открывается ещё одна способность главного героя — если ему довелось пообщаться с душой умершего, то после воскрешения он всё равно сможет с ней контактировать. И уже чувствуешь себя не таким одиноким... Но возникает закономерный вопрос: неужели с каждой новой попыткой придётся читать все диалоги заново? Да, но не совсем. Если прижать стилусом окно диалога на некоторое время, то включится режим промотки, избавляющий игрока от необходимости всякий раз читать уже давно заученный текст. Даже если Вы в данный момент никого не воскрешаете, а просто хотите добраться из точки "А" до точки "Б", то будьте уверены, что компанию Вам обязательно кто-нибудь составит, пусть и не подозревая при этом о паранормальной активности под носом. За всем этим водоворотом безумно интересно наблюдать. В первую очередь из-за необычайной колоритности и харизматичности тупо всех. За всю игру герой не встретит человека, в котором не было бы ничего примечательного. Даже безымянные копы и те радуют забавными комментариями. Я уж молчу про остальных персонажей... Их немного, но их уникальность поражает.
Если персонаж оказался в центре истории, то он пройдёт её до конца, а число случайных прохожих сведено к минимуму. Даже маленький померанский шпиц, которого Вам предстоит воскресить в самом начале игры и который сначала покажется персонажем на десять минут, ближе к середине вдруг внезапно выпрыгнет на передний план повествования, показав всем, почему собака — лучший друг человека. И даже не думайте, что найдя того, кто готов пролить немного света на творящиеся события, герой хоть немного приблизится к разгадке собственного прошлого. С каждым новым ответом будут возникать новые вопросы, лавина из которых ближе к концу станет напоминать уже шизофрению. В этом и есть главная сила сюжета Ghost Trick. Ничего не зная с самого начала, с каждым полученным ответом Вы будете отдаляться от истины всё дальше и дальше. Ведь персонажи тоже себе на уме, и делиться с героем всеми деталями реального положения дел они не станут. По крайней мере, первое время. А время тикает.
Что радует, игра не пытается умышленно запутать игрока. Даже наоборот: все фразы, значимые для сюжета в целом и для конкретных событий в частности, Ghost Trick услужливо подсвечивает различными цветами, буквально крича игроку: "соберись, сейчас идёт речь о чём-то важном!" Сюжет и, собственно, сама игра настолько тесно переплетены между собой, что порознь попросту не воспринимаются, из-за чего возникают некоторые затруднения с определением жанра. Вроде бы Ghost Trick и не визуальная новелла, поскольку имеет место быть геймплей, но и адвенчурой сложно назвать из-за сжатия игрового мира до серии из нескольких локаций. Но да чёрт с ним, не жанром игра ценна.
Но, должен сказать, не всё мне понравилось. А именно, следующий сюжетный поворот. Десять лет назад в парке падает метеорит, осколок которого убивает человека, взявшего в заложники ребёнка. Но метеорит оказывается не простым, а, можно сказать, волшебным. Исходящее от него излучение способно пробуждать в душах умерших существ (людей, собак и т.д.) различные супер способности, вроде перемещения по неодушевлённым предметам и так далее. А если осколок метеорита окажется в чьём-то теле, то его время остановится, делая его по сути бессмертным.
Мм... Не кажется ли это Вам несколько... натянутым? Метеориты, знающие, когда и куда им нужно падать, волшебные излучения, дающие супер-силу, бессмертные полу-трупы... Даже несмотря на то, что сценарист обосновал и разложил по полочкам всё, что только можно, вся эта вакханалия с чудо-метеоритом оставила малость неприятное послевкусие.
Внешний вид игры, с которого, наверно, стоило начать, — это что-то с чем-то! Ресурсы портативной консоли весьма ограниченны для честного 3D, поэтому авторы пошли на хитрость. Они слепили трёхмерные модели персонажей и на их основе уже сделали спрайты для будущей игры, предварительно их анимировав. Боже, как их анимировав!
Понятия не имею, сколько времени и сил потребовалось угробить на то, чтобы всё в игре задвигалось с подобной плавностью, но я должен снять перед разработчиками голову. Ghost Trick — пример самого разумного использования ресурсов маломощного железа NDS на моей короткой памяти. Просто смотреть на неё — уже удовольствие. Которое возводится в степень в iOS-версии игры, получившей значительный и очевидный прорыв в графике, хоть, к счастью, и оставшись такой же 2D.
После всего от музыки ожидаешь чего-то поистине невероятного. Хочется, чтобы она, цитируя слова Профессора К из Jet Set Radio, "превращала эти грязные улицы в одну большую вечеринку". Итоговый саундтрек получился приятным, но лишь немного не дотягивающим до столь высоко задранных ожиданий. Дело в том, что на фоне раздирающих шаблоны сюжета и визуального ряда композиции в Ghost Trick кажутся какими-то приземлёнными, даже не пытающимися удивить. Саундтрек игры — единственная вещь, не вызывающая "вау-эффекта".
В любом случае, написанный Masakazu Sugimori — одним из композиторов серии Ace Attorney — общий музыкальный фон Ghost Trick получился очень приятным. Представлен он различной электронной музыкой, смешанной с элементами блюза и диско. Есть даже один трек, словно отдающий дань классической драм-машине Roland TR-808. Пусть в целом пластинка и несколько фоновая, но плохой назвать её пальцы не опускаются.
02. Ghost Trick
03. <<4 Minutes Before Death>>
08. Kuneri ~A Beam of Light
18. Kabanera ~A White Lovely Lanky Man
21. Intermission ~The Deepening of the 'Night'
24. <<Fate Updated>> ~VARIATION
28. Beauty and Dandy
35. The Last Desperate Struggle
Радует, что саундтрек всё-таки издали отдельно, не пришлось мучиться с риппингом. Причём его даже уместили на двух дисках, т.ч. найдётся что послушать.
Итог получается таким:
Реализация — 8 (Игра — радость для глаз, особенно яблочная версия. Впрочем, геймплей получился несколько однообразным, несмотря на посильную помощь со стороны сюжета в сокрытии его изъянов.)
Музыка — 8 (Она приятная, но несколько отстаёт от всего остального по крутости.)
Сюжет — 10 (Сюжет жжёт напалмом. Почти каждому персонажу уделено столько внимания, сколько нужно, чтобы показать его со всех ракурсов.)
Личное мнение — 10 (Даже несмотря на одинаковый геймплей, за игрой необычайно интересно наблюдать. Интересно наблюдать за болтовнёй между героями, интересно получать ответы на одни вопросы и терять нить, ведущую к другим, интересно смотреть, как персонажи меняются со временем. Ghost Trick — это интересная игра, и этого у неё не отнять.)
Эх... Пора уже знакомиться с "адвокатским" сериалом. Ну сколько можно бегать?!