среда, 1 апреля 2020 г.

TecToy — как Sega смогла покорить Бразилию

Ну вот, докатился до того, что теперь и у HG101 начал воровать контент... Ну ничего, главное, что тема интересная, ведь речь в статье пойдёт о совершенно уникальном видеоигровом рынке, существовавшем в Бразилии.

Оригинальная статья...

Хотя многие люди из северного полушария земного шара: Японии, Северной Америки и Европы — никогда не слышали о TecToy, она так или иначе остаётся одной из самых значимых видеоигровых компаний за всё время. Не только из-за их невероятно близких отношений с Sega (наиболее близких среди не-японских фирм) и не потому, что она и по сей день остаётся единственным производителем консолей Sega. В равной степени этому поспособствовало всё вышеперечисленное, а также то, что TecToy изо всех сил старалась создать успешную и полностью легальную компанию в регионе, погрязшем в пиратстве.

Чтобы осветить события с предельной точностью, я обратился к текущему президенту TecToy Стефано Арнхольду, который пришёл в неё незадолго после её основания. Вот что он рассказал о ранних днях в компании: «TecToy была основана в сентябре 1987 года Даниэлем Дазкалем и братьями Лео и Эйбом Криссами, владеющими Evadin — производителем потребительских телевизоров под брендом Mitsubishi. Я присоединился к компании лишь в декабре 1987 года по приглашению мистера Дазкаля, бывшего ранее моим начальником в бразильском филиале Sharp.» Как Вы можете заметить, эти четыре джентльмена, стоявшие у истоков новой компании, к тому времени уже обладали немалым опытом работы в фирмах, занимающихся производством электроники; казалось, что будущий успех уже находится у них в руках. Суть их плана заключалась в создании «разумных игрушек» с применением современных технологий и их распространении исключительно на внутреннем рынке.

Другая причина их популярности заключается в исключительной региональной аномалии. В 1967 году бразильское правительство создало в штате Амазонас свободную экономическую зону: «Zona Franca de Manaus». Этот регион освобождался от ряда государственных сборов, включая налог на импорт и промышленный налог, позволяя таким образом новым производствам расти и развиваться, что благотворно сказывалось бы на экономике. Именно в этом регионе компания TecToy построила свои заводы, а позже и основала Фонд Даниэля Дазкаля в городе Манаус. Арнхольд рассказал, что «подавляющее большинство производителей потребительской электроники базировалось в промышленном центре Свободной Зоны Манауса из-за тамошних налоговых льгот, поэтому в TecToy решили разместить там свою фабрику по тем же причинам.»

Стефано Арнхольд (президент TecToy), Дэвид Розен (основатель Sega) и Даи Сакураи (исполнительный директор Sega), объединив усилия, создают историю.

Компания стремительно расширялась, открыв несколько офисов и складов по всей Бразилии. Подписание партнёрского соглашения с Sega изначально носило экспериментальный характер и предполагало распространение не видеоигр, а лазертаг игрушек. «Мы связались с Sega в 1987 году, и нашим первым лицензированным продуктом стала лазертаг игра Zillion, выпущенная в 1988 году и полностью произведённая в Бразилии.» Устройство напоминало световой пистолет для Master System и, будучи основанным на бластере из одноимённого аниме (которое впоследствии получило две игровые адаптации для Master System, породив несколько разных продуктов под маркой Zillion), изначально распространялось в Японии.

После этого TecToy двинулась в видеоигровое русло. Компания соответствовала всем требованиям, необходимым для того, чтобы представлять Sega на южноамериканском рынке, однако, как объясняет Арнхольд, TecToy уже хорошо показала себя в глазах японской компании. «Видимо, после успеха с Zillion они посчитали нас самым лучшим вариантом для распространения своей продукции в Бразилии.» И TecToy им определённо была, став самой успешной компанией, занимающейся легальным распространением игр, в стране. Он продолжает, «После успешного опыта с Zillion мы презентовали в сентябре 1989 года Master System. Вследствие напористой рекламной кампании Master System возглавил рынок восьмибитных консолей в Бразилии, оставив Nintendo позади, а годом спустя мы презентовали Mega Drive, который достиг аналогичных результатов на шестнадцатибитном поприще.»

Стефано Арнхольд и Хаяо Накаяма (президент Sega) в момент, когда TecToy вручили ему большой аметист по случаю десяти лет сотрудничества (1987-1997)

Они также создали весьма интересные вариации оригинальных систем, например, Master System Super Compact. Эта любопытная крохотная игрушка представляла собой беспроводное портативное устройство, но вместо наличия своего собственного экрана оно транслировала изображение напрямую на ближайшие телевизоры с помощью небольшой антенны. Она была впоследствии переиздана в розовом цвете как «Master System Girl», сменив целевую аудиторию. Именно благодаря TecToy восьмибитный дебют Sega достиг такого небывалого успеха (учитывая, что в остальных регионах Sega безнадёжно проигрывала Nintendo), а консоль продолжала продаваться даже после того, как весь технофильский мир перешёл на более совершенные игровые системы. Nintendo слишком поздно попыталась укорениться в этом регионе и не смогла ничего сделать ни против вороха пиратских копий NES, доступных по более привлекательным ценам, ни против мощи TecToy, которая за высокое качество своей продукции заработала безукоризненную репутацию и преданную аудиторию. Так получилось, что TecToy удостоилась редкой чести быть компанией, победившей Nintendo в восьмибитном противостоянии.

После заключения партнёрского соглашения с Sega события стали стремительно развиваться. TecToy начала налаживать связи с такими зарубежными компаниями, как Capcom, Tyco, Electronic Arts, Acclaim, Midway, Williams и так далее. TecToy получила доступ к целому ряду заморских игр, которые она могла издать у себя, включая Phantasy Star IV и Treasure'овский Yu Yu Hakusho. Многие игры были переведены на португальский язык и даже адаптировались с использованием локальных мультипликационных персонажей. Ghost House превратился в Chapolim vs Dracula: um duelo assutador, включающий в себя героев мексиканского телешоу, ставшего в Бразилии невероятно популярным. Asterix стал Adventuras da TV Colosso, а Teddy Boy при пересечении границы получил имя Geraldinho. Что интересно, Psycho Fox, Kung Fu Kid и Astro Warrior при локализации превратились в очень странным образом связанную трилогию игр о Sapo Xule — лягушке, озабоченной проблемами окружающей среды. В то же время в играх из серии Wonder Boy главный герой уступил место девочке Монике и её друзьям — персонажам известного бразильского комикса.

Gunstar Heroes на Master System

TecToy ответственна за целый ряд странностей, которые сейчас высоко ценятся среди коллекционеров. Наиболее спорной из них, впрочем, является мифическая версия Gunstar Heroes для SMS, всплывшая несколько лет назад на ebay (см.изображение). Аукцион был преждевременно остановлен, что повлекло за собой массу теорий и домыслов. Чтобы поставить точку в вопросе «а существовала ли эта игра когда-либо?», мы обратились к президенту TecToy. Вот его дословный ответ: «Gunstar Heroes выпускалась только для 16-бит.» Игра, впрочем, была портирована на Game Gear сторонней фирмой, но если версия для Master System действительно существует, то отвечала за неё точно не TecToy.

Лазертаг игра Zillion — первая лицензия, полученная TecToy (британская версия, за фото спасибо Джону Филлипсу)

Но самое интересное в TecToy — это не их локализации, а игры, реализованные ими исключительно в Южной Америке. Они выпустили несколько портов с Game Gear (системы, которую позволить себе могли немногие несмотря на её практически полную аппаратную идентичность с Master System), вроде Virtua Fighter Animation и Dynamite Headdy. Они также цеплялись за любые возможности издать игры компаний, застывшие в неопределённом состоянии, будь то Fire and Ice (SMS) или Nightmare Circus (MD). Кроме этого они разрабатывали свои собственные игры (в основном, по лицензиям): Street Fighter 2, Ferias Frustadas do Pica Pau (Woody Woodpecker Vacations), а также Sitio do Pica Pau Amarelo, основанную на детской книге. Они также создали для SMS многоигровку 20-in-1, которую вкладывали в коробки с консолями.

Далее Арнхольд, поражающий филигранной точностью освещения столь давних моментов своей жизни, рассказал, как развивались события на протяжении последующих лет, которые в итоге привели к расширению за пределы бразильского рынка и соседствующих государств. «В 1988 году, просуществовав на рынке свой первый год, TecToy выпустила 45 продуктов и стала вторым по величине производителем игрушек в Бразилии. В 1991 мы презентовали Game Gear, и наш оборот достиг сотни миллионов долларов, а к 1992 году мы уже были крупнейшей компанией, выпускающей игрушки. Наши инвестиции в рекламу и продвижение достигли десяти миллионов долларов, и, поскольку Sega дала нам указание координировать весь Меркосур, мы начали функционировать на территории Аргентины и Уругвая.»

Но потом трагедия нанесла удар — в мае 1992 года в возрасте сорока двух лет скончался основатель TecToy Даниэль Эфраим Дазкаль; в самом расцвете сил, построив одну из наиболее успешных компаний в Южной Америке. Разумеется, данное событие не подкосило компанию, и бурная страсть TecToy не угасла.

Даниэль Эфраим Дазкаль, основатель TecToy. Обожаемый всеми, кто имел удовольствие его знать, он описывается как нравственный человек, который действительно заботился о своих подчинённых.

Свою речь Стефано Арнхольд закончил на рассказе об их высшей ступени развития, «В 1993 компания вышла на биржу, начав торговать акциями на фондовой бирже Сан-Паулу, а также перешла к распространению компьютерных игр. К 1994 году наш Клуб Sega достиг отметки в двести тысяч активных участников (сейчас Клуб насчитывает уже более одного миллиона членов), а в 1995 году мы презентовали Sega Saturn. В 1996 году продажи консолей достигли отметки в два миллиона, а наша горячая линия ежемесячно отвечала более чем на пятьдесят тысяч звонков. В течение следующего года мы перешли на рынок интернета, став полноценным провайдером интернет-услуг и интернет-контента под лицензией Compuserve. В 1999 году была представлена Dreamcast.»

Но каким достижением в TecToy гордятся больше всего? Этот вопрос привёл к некоторым сюрпризам. Наряду с очевидными ответами о победе над Nintendo и становлении ведущей компанией на рынке, Стефано поделился несколькими удивительными откровениями касательно интернета и электронной коммерции. Как он объясняет, «Победа над Nintendo на восьмибитном поле; немногие могут этим похвастаться. Выпуск в 1995 году аксессуара для Mega Drive, открывшего людям врата в интернет (преимущественно в электронную почту), а годом спустя эта же технология позволила играть по сети (с поддержкой чата) и заниматься банкингом на дому (и тоже с помощью Mega Drive). К 1998 году мы продавали свыше тысячи разнообразных программных продуктов! Мы и по сей день остаёмся ведущим производителем видеоигр, занимающимся распространением продукции Sega.»

В то время как многие компании только начали догадываться красить свои системы в розовый, TecToy начали так делать за годы до них.

Далее я спросил Арнхольда, почему, на его взгляд, компания достигла такого небывалого успеха. Он улыбнулся, размышляя о давно минувших днях, после чего объяснил, что значительную роль в успехе сыграло бережное отношение к клиентам. «Возможно, причина нашего успеха заключалась в низкой стоимости, хорошем качестве и местном производстве продукции, и всё это подпитывалось агрессивной рекламной кампанией и хорошим пониманием того, что нужно потребителям. Мы не просто продавали им продукт; мы приглашали их в Клуб Sega, в котором они могли чувствовать себя частью единого сообщества и получать специальные промо-акции (скидки на всё, будь то билеты в кино или места в Гран При Формулы 1).»

TecToy не разрабатывали Nightmare Circus для Mega Drive, однако они были единственными, кто издал её.

Помимо этого они также прокладывали дороги к нескольким первым отраслевым проектам, включая проекты, которые изначально ограничивались только Японией, а также они создали несколько уникальных эксклюзивов. «Мы организовали потрясающую горячую линию советов и подсказок и даже начали подключать приставки к онлайну ещё до того, как интернет начал коммерциализироваться. Мы создавали игры с узнаваемыми персонажами, переводили ролевые игры и всегда поддерживали жизнь игровых консолей даже после окончания их официальной поддержки со стороны Sega. Master System получил массу портов с Game Gear, а также несколько наших собственных разработок вроде Street Fighter.»

Далее я спросил Арнхольда, задумывались ли в компании когда-нибудь о приобретении лицензии, скажем, Nintendo. И вот что он ответил, «Нет, мы всегда хранили верность Sega.» Действительно, даже после того, как консоли перестали производиться самой Sega, в Бразилии они всё равно продолжают жить, а TecToy активно штампует новые модели. Самое крутое в них то, что они поставляются с целой плеядой классных предустановленных игр. Как можно увидеть в их онлайн-магазине, они до сих пор продают «Master System 3» со 120 предустановленными играми, в число которых входят игры серии Alex Kidd, Baku Baku Animal, трилогия Fantasy Zone, Penguin Land, Rainbow Islands и множество другой незыблемой классики. Дополняет картину их «Mega Drive 3» с очень крепкой коллекцией из 71 игры (в сравнении с которой британские Radica pad'ы выглядят просто жалко). К сожалению, TecToy перестала делать новые картриджи для консолей, равно как прекратила и производство приставок, выходивших в пост-мегадрайвовскую эпоху. Но недавно они разработали GuitarHero-подобное устройство для Mega Drive.

Woody Woodpecker Vacations — игра для Mega Drive, разработанная в стенах TecToy и, как видно по скриншоту, обладающая шикарной графикой.

Значительная часть успеха TecToy была достигнута благодаря партнёрству с Sega, начатому ещё тогда, когда японская компания производила домашние игровые системы, поэтому я спросил, каким видится будущее TecToy сейчас, когда Sega стала исключительно софтварной компанией (повторяющаяся неточность оригинального текста — Sega перестала производить домашние консоли, но они всё ещё занимаются аркадным железом, т.ч. называть их полностью софтварными будет не совсем корректно — прим.пер.), а бастионов, выстроенных с другими производителями аппаратного обеспечения (Nintendo, Microsoft, Sony), у компании нет? Арнхольд ответил бодро и с чувством гордости, уверенный в продолжении успешной карьеры, а также намекнул на появление замечательных новинок. «Сейчас основу нашего бизнеса составляет производство DVD-продукции (устройств под брендом TecToy и программ для караоке на основе технологии VCD). В будущем мы снова пересечёмся с Sega на рынке мобильных игр.»

Компания TecToy и тот рынок, появлению которого она поспособствовала, являются крайне интересной альтернативой тому, что мы привыкли видеть на Востоке и Западе. И хотя с приобретением их продукции могут возникнуть определённые сложности, да и работать аппаратура будет только на бразильских телевизорах, загляните на сайт www.tectoy.com.br, чтобы самостоятельно оценить ассортимент товаров, предлагаемых нашим бразильским товарищам.

Пермакультура

Дабы почтить память основателя TecToy, скоропостижно скончавшегося в 1992 году, был основан пермакультурный «Фонд Даниэля Дазкаля». Сам термин «пермакультура» был введён в обиход в 1970 году двумя австралийцами и означает систему мест обитания и производства еды, устойчивость которой достигается естественными взаимосвязями природных экосистем. Вот что написано на официальном сайте: «Цель Фонда, носящего его имя, заключается в распространении техник пермакультуры ради обучения голодающего населения навыкам производства собственной еды и выживания с помощью экологически правильных и экономически эффективных методов. Повсеместное распространение данных техник определённо окажет столь же огромное влияние на будущее населения, сколь короткая жизнь мистера Дазкаля оказала на всех нас.» Сам факт того, что такая компания, как TecToy, будет принимать в этом участие, говорит о её отваге и чести. Если Вас интересует дополнительная информация, посетите их веб-сайт.

Особая благодарность

Выражаем особую благодарность президенту TecToy Стефано Арнхольду за ответы на наши вопросы и за архивные фотографии, которыми он поделился с нами. Также отдельное спасибо порталу www.consolemad.co.uk за предоставление фотографий лазертаг устройства Zillion.

Микро-обзоры игр:

Yuyu Hakusho: Sunset Fighters
Разработчик: Treasure
Год выхода: 1999

Классический битемап от Treasure с поддержкой до четырёх игроков, вышедший только в Японии и внезапно в Бразилии благодаря безупречной работе TecToy. Это бесспорно один из лучших консольных файтингов 16-битной эпохи, способный посрамить даже порты Street Fighter. Вы можете отмахиваться от оппонентов, наступающих со всех сторон, попутно перемещаясь между горизонтальными плоскостями. Абсолютно оригинальная и уникальная игра, в полной мере оправдывающая громкое название компании Treasure; Бразилии необычайно повезло добиться её релиза у себя.

Street Fighter 2
Разработчик: TecToy
Год выхода: 1997

Нужно обладать немалой смелостью, чтобы попытаться уместить Street Fighter 2 на картридж для Master System. Но в 1997 году (уже на закате бума игры) TecToy официально лицензировала марку и самостоятельно разработала версию для восьмибитного чуда Sega; в итоге их попытка стала единственным официальным визитом Street Fighter на восьмибитные платформы. К несчастью, игра оставляет желать лучшего из-за корявого просчёта столкновений и дубовой анимации у каждого из восьми персонажей (некоторые из классических героев остались за бортом). Однако мы всё равно любим её за феноменальную упёртость и весёлый режим на двух игроков.

Master System 3 Collection: 120 Super Jogos
Разработчик: TecToy
Год выхода: 2006

TecToy продолжает регулярно обновлять ассортимент своих консолей-многоигровок, и поздняя Master System 3 насчитывает в себе уже 120 игр. Вот как надо выпускать аппаратные сборники! Основную часть списка составляют признанные хиты (в том числе и The New Zealand Story), на прохождение которых уйдёт немало времени. Даже при том, что XE.com утверждает, что цена на консоль составляет порядка 60 баксов, наличие работоспособного разъёма под картриджи полностью оправдывает её стоимость. Если бы только эти консоли работали на телевизорах, отличных от бразильских...

Duke Nukem 3D
Разработчик: TecToy
Год выхода: 1998

Портированная в Бразилии усилиями самих TecToy благодаря держателю сублицензии, игра стала ещё одной смелой попыткой впихнуть в Mega Drive больше, чем её устаревшее железо способно прожевать. Её даже нельзя в полной мере назвать портом; это совершенно новая игра на ту же тему и со своими уникальными уровнями. Стоит похвалить очень плавную прокрутку (порой даже чрезмерно плавную), но скудная цветовая палитра оригинального Mega Drive сильно бросается в глаза. Изображение крайне шероховатое, из-за чего порой становится трудно понять, что происходит на экране.

20 em 1
Разработчик: TecToy
Год выхода: 1995

Сборник казуальных и цветастых игрушек для Master System с минимумом геймплея, ориентированных на собирание очков за ограниченное время. По всей вероятности, создавался он для совсем уж юных геймеров, но по какой-то неведомой причине тамошние игры вызывают острое желание улучшать свой счёт даже вопреки их совершенно символическим графике и звукам. Изображение взято из игры, в которой игроку в роли мышки надо прыгать за сыром.

71 Super Jogos
Разработчик: TecToy
Год выхода: 2006

Очередной уникальный аппаратный релиз от TecToy, который должен был создать потрясающий прецедент во всём мире, но этим самым миром был успешно проигнорирован. Замечательная вещь, оснащённая кучей культовых игр, стоящая порядка 70 баксов и умеющая запускать игры с картриджей! Впрочем, довольно забавно, что в сборник попали третьи части Sonic the Hedgehog и Shinobi, но не их предыдущие части. Несмотря на нехватку ролевых игр и, возможно, некоторых признанных хитов, набор из 71 игры вряд ли способен разочаровать!


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.