Так, а теперь про ремейк, по вине которого моё болезненное погружение во мрак форта Оазис и началось.
Завязка та же: главный герой Тайлер получает сигнал бедствия, спешит на выручку, попадает в беду сам и отправляется в дебри форта Оазис на поиски того единственного выжившего, который то и дело связывается по рации и толкает пространные монологи. Вместе с тем игра перестаёт даже пытаться скрывать то, что наши блуждания по бетонному муравейнику бывшего шахтёрского поселения оказываются на деле метафорической борьбой последних клочков благоразумия с подступающим безумием. Сквозь стены форта проступает органика, словно мы, аки зонд, шляемся по чьим-то внутренностям, а порой «мясное» наполнение даже начинает брать верх над угловатым серым брутализмом. Да уже начальная интерактивная катсцена, в которой нам дают порулить шхуной в открытом море, слишком ясно даёт понять, что «штормит» тут отнюдь не погоду!
Если бы я не играл в демку и не знал о некоторых нововведениях ремейка, то по первым минутам геймплея посчитал бы, что игра воссоздаёт оригинал с разочаровывающей точностью. Мы так же просыпаемся на берегу форта, так же следуем инструкциям таинственного голоса по ту сторону рации, обещающего нам универсальное решение всех проблем, так же находим кирку, которая не выдерживает и пары ударов, и так же всю первую главу преимущественно очкуем и наполняемся атмосферой. Но уже на старте начинают проклёвываться изменения, предвещающие куда более глобальные метаморфозы. И я не про возможность тупо залатать посудину и отправиться восвояси, пока совсем не накрыло! Но за чувство юмора разработчику спасибо — в серой хтони Total Chaos такое ценится на вес золота.
В частности, из списка состояний главного героя пропала «лучевая болезнь». А вместе с ней в лету канула и боязнь влететь в аномалию или захворать от потребления еды не первой свежести. Поскольку радиация непосредственно связана с сюжетом Total Chaos, а переписывать его wadaholic не стал, то совсем из игры она не выбыла. Её низвергли до простого сюжетного обоснования того, почему же мы должны облачиться в костюм защиты от радиации при переходе в финальную главу.
А помните, что я говорил про главное правило wadaholic? Лучевую болезнь и надобность беспокоиться о радиационном заражении отобрали — тогда получите взамен механику безумия. На момент придумывания заголовка обзора я ещё не знал о том, что меня ждёт в ремейке. Как в воду глядел, получается, потому что безумие в Total Chaos — это абсолютный п... Стоит черепице полететь, и героя начнёт, мягко скажем, колбасить. Учащённое сбивчивое дыхание, нервное моргание глаз, визуальные и слуховые галлюцинации (здоровья играющим в наушниках (мне)), искажённое восприятие мира, паранойя — полный комплект. Последняя выражается в спонтанном изменении планировки локаций у вас за спиной, открывающем одни дороги и закрывающем другие. Из-за этой крохотной нестабильности мира, которую приносит с собой безумие, паранойя начинается уже у игрока.
Накрывает Тайлера, правда, в строго отведённые сценарием моменты, и избежать подступающего безумия не выйдет ну никак. Но каждый приступ становился для меня одновременно и праздником, и катастрофой. Праздником, потому что во время безумия игра спрыгивала с рельс оригинала и начинала рассказывать свою историю. Катастрофой, потому что… Ну, потому что я больше не мог доверять собственному затылку! Мало ли что случится позади меня, стоит отвести взгляд. Хорошо хоть безумие лечится на точке сохранения. Стоп, ТОЧКЕ СОХРАНЕНИЯ?!
Wadaholic... З-а-ч-е-м?.. Да, в ремейке Тайлер теперь обязан искать виниловые проигрыватели и врубать себе музычку, сохраняя тем самым прогресс. Блин... Оригинал и с быстрыми сохранениями прародителя с лёгкостью выворачивал душу наизнанку. Ты б ещё ограничил количество возможных сохранений. А, ты и ограничил... Только в режиме «Выживатель», правда, т.ч. если вы сами в него полезете, готовьтесь к неописуемым страданиям.
А страдать в ремейке Total Chaos есть от чего. Неубиваемые тёти-преследователи, которых тормозит только зрительный контакт, никуда не делись. У них даже родственники появились! Обитают они в самых тёмных локациях и боятся света как огня. Ну, не беда. Расчехляем фальшфейер и отправляемся рассеивать мрак. Аx, ну да — фальшфаеры стали фишкой всего одной локации и больше в свободном доступе не находятся. Вот вам взамен зажигалка. Самая убогая зажигалка на свете, которая и срабатывает раза так с третьего, и гаснет от косого взгляда на неё. Как же я, блин, обожаю эпизоды с блужданием во тьме… Ползёшь вперёд — тихо, АККУРАТНО, прикрывая второй рукой единственный источник света, — а вдалеке из темноты на тебя хищно смотрят кучи и кучи глаз. Ни оружие, ни аптечки не помогут — любые попытки залезть в походную сумку автоматически отправят зажигалку в карман. Даже бегать нельзя, т.к. резкие движения сбивают пламя. Натуральная пытка.
И когда игра всё же вспомнит о старых добрых сигнальных огнях… Лучше не станет, т.к. wadaholic, памятуя о своём правиле «тут дал, тут взял», попросит зажигалку обратно. И-и-и... Как бы всё. Тьма сгущается, а под рукой нет лишних фальшфейеров? Ваши проблемы, ищите лучше. Даже проникаться этой бескомпромиссностью начинаешь… Причём автор не просто заменил один источник света на другой, но и наделил эту смену смыслом. В отличие от зажигалки, сигнальные огни работают под водой. И именно водное препятствие нам предстоит разочек или два преодолеть. Сквозь узкий и длинный как кишка туннель… В кромешной тьме, кое-как рассеиваемой огнём фальшфейера, который так и норовит предательски погаснуть в любой момент… Добавьте к паранойе ещё и клаустрофобию.
А, и я ж ведь собирался хотя бы в ремейке довести этого придурка до хорошей концовки, чтобы закрыть гештальт, оставшийся после прохождения оригинала. И знаете, какое новое условие для её получения придумал wadaholic? Пройти одну из глав полностью в состоянии безумия. То есть ни разу не сохраняться! К проигрывателям даже подходить нельзя, чтобы Тайлера не отпустило ненароком. И снова я уткнулся лбом в стол — настолько сильно мне хотелось зубрить всю немаленькую главу и проходить сквозь её козни за одну, мать её, попытку! Но-о-о-о… Признаться, этот челлендж мне даже понравился. Да, над уровнем я просидел раз в 5 дольше, чем он того заслуживал, зато в каждую попытку я подмечал какие-то новые секретки и немного упрощал себе прохождение. Дизайн локаций в Total Chaos в целом поощряет внимательность и любознательность, и во время нескольких кругов безсейвового ада я это испытал в полной мере.
Ну ладно-ладно, я и правда слишком сгущаю краски. Пусть ремейк в некоторые моменты действительно даёт просраться, по части выживания и начищения монстрячьих морд он стал ну слишком уж беззубым. Вытащить на своём горбу весь хлам из форта герой по-прежнему не в силах из-за ограничений походной сумки, но вес у всех предметов перебалансирован так, чтобы вам никогда не приходилось жертвовать чем-то действительно важным. Ну да, аптечки весят много, но это означает лишь то, что при возникновении более-менее серьёзных травм они пойдут в расход первыми.
В итоге я почти всю игру проходил с дробовиком, двумя-тремя заготовленными видами оружия ближнего боя и мешком запчастей, не испытывая проблем ни в голоде, ни в холоде, ни в инструментах самообороны. Добавки после пары заряженных ударов или одного залпа дроби в упор тут обычно никто не просит — лишь бы выносливости хватало. А её хватать будет всегда, благо энергетики сами в карман ныряют и в глотку заливаются — настолько часто они вываливаются из элементов декора. А что же до еды, то я не мог осилить те запасы, которые образовались в первых двух главах. Тут же ещё есть секретные газовые мини-печи, позволяющие улучшить питательные качества просрочки. Ресурса одной такой печи мне хватило для того, чтобы забыть о голоде навсегда. Точнее, до поворотного момента в финале, когда у вас заберут весь инвентарь и заставят пополнять запасы заново. Так что чахнуть над златом в Total Chaos выйдет… Но недолго.
Также из ремейка пропали некоторые противники. Невидимый орун, являвший себя только при прямом контакте, до релиза вообще не дожил, а двери-мимики стали появляться значительно реже. Wadaholic, следуя своему правилу, хоть и подогнал им замену, но не всегда она ощущается равноценной. Огромный неубиваемый древень смотрится солидно, да и в трейлере он по меньшей мере впечатлял, но в самой игре это тупое и глючное существо больше раздражало, чем пугало. Ещё и глава с ним вводит новую механику использования гарпуна, вынуждающую таскать эту тяжесть вместо чего-то более «убедительного». Количество огнестрельных переговоров вообще сократилось на порядок. Если оригинал ближе к концу забивал на страшности-выживашности и давал от души пострелять в порождения шизы Тайлера, то ремейк всё делит на строго определённые «порции», не давая ни одной из черт оригинальной игры взять над другой верх.
Досталось даже системе крафта. Причём таким образом, какого от прожжённого «думателя» wadaholic я вообще не ожидал. Окей, собирать из бессмысленного хлама хлам осмысленный разрешается теперь только на верстаках, обычно расположенных неподалёку от «сохраняющих» проигрывателей, — я готов это принять. Новые варианты сочетания бесхозных вещей и возможность усилить и укрепить любимый дрын за счёт колючей проволоки и синей изоленты соответственно я только приветствую.
НО!
Теперь Тайлер не может ничего скрафтить, пока не научится этому, найдя соответствующие чертежи. Каждой потенциальной вещи на верстаке соответствует свой чертёж. Зачем, во имя чего вы сделали так?! Ну серьёзно, мужик за 30 не знает, как совместить клюв с древком и залить место стыка клеем, и ему обязательно нужна бумажная инструкция? Я ещё могу согласиться с уместностью документации применительно к баночкам с подозрительными веществами — решение пускать такое по вене без понимания надобности выглядело бы и правда странным, чай не в Bioshock играем. Но блин! Вот палка, вот железка — это же базовая алгебра соединения вещей в видеоиграх.
И куда вы дели всю взрывчатку?! Спасибо за одну единственную динамитную шашку на всю игру, но… а где ещё? Может, конечно, вы запрятали динамит так хорошо, что я со своим топографическим кретинизмом его найти не смог, но пару раз могли бы и подыграть, положив его на самое видное место. А ведь в оригинале шашки могли стать ещё смертоноснее, если запихнуть их в бутылку и засыпать гвоздями. Настолько смертоноснее, что с большим шансом накрывали и героя, если тот не успевал спрятаться за угол. Видимо, в этом и кроется причина их вопиющей редкости в ремейке с его лимитированными сохранениями — чтобы снизить вероятность самовыпила.
(Один гугл спустя: оказывается, в ремейке всё-таки можно сварганить из бомбы ультимативную версию с гвоздями, если найти саму взрывчатку и чертёж. Но сделать это без инструкции настолько сложно, что больше тянет на секрет, оставленный разработчиками для самых пытливых сталкеров.)
Так, я уже начинаю придираться к отличной в целом игре и душераздирающему ужастику, который достойно воссоздал на современном движке оригинальный мод со всеми его гадостями. И не просто воссоздал, а дополнил так, чтобы Total Chaos соответствовал своему названию ещё точнее! Абсолютное безумие, погружающее в такой мрак, что после затяжных игровых сессий натурально хочется закурить. Но, памятуя о том, чем эта привычка закончилась для главного героя и к каким последствиям для головы привела даже в период ремиссии, мысли о сигаретке улетучиваются, не успев сформироваться. Возможно, лучшая антиникотиновая кампания в истории видеоигр… Хотя тема онкологии в Total Chaos даже не поставлена во главу угла и служит лишь ещё одним кирпичиком в стене, которую Тайлер возвёл, дабы оградиться от мира.










Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.